Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Для того, чтобы начать заниматься бизнесом, необходимо найти источник его финансирования. Существует два основных источника: это собственные средства и привлечённые.
Собственные средства — это средства, которые принадлежат тебе, поэтому за их использование не придется отчитываться.
Чем больше у компании собственных средств, тем она независимее и самостоятельнее.
Личное имущество индивидуального предпринимателя является его собственными средствами и составляет основу его бизнеса.
К собственным средствам хозяйственного общества относятся уставный капитал, который вносится его учредителями при создании, и чистая прибыль компании.
Развивать бизнес за счёт собственных средств возможно, но всё, безусловно, зависит от их объёма. Собственные средства снизят некоторые риски по ведению бизнеса. Однако стоит отметить, что предприниматели, которые используют и свои собственные средства, и привлечённые, более успешны.
 
Обрати внимание!
Так откуда же можно получить денежные средства на развитие и ведение бизнеса?
Самый распространённый источник — это кредит банка. В настоящее время банки предлагают кредиты на открытие и развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, рефинансирование ранее выданных кредитов. Условия по кредитам разные: сроком до \(10\) лет, процентная ставка от \(11,6\) % годовых, суммы до \(200\) млн. рублей.
Ещё один распространённый вариант кредитования малого бизнеса — это лизинг. Под лизингом понимается сделка по приобретению дорогостоящего имущества за счёт банка (лизингодателя), который будет являться собственником имущества до момента полной оплаты его стоимости клиентом (лизингополучателем). После выполнения всех условий договора имущество переходит в собственность клиента. Преимуществом такого вида кредитования является возможность решить проблему нехватки денежных средств при покупке какого-либо имущества (автомобиля, оборудования и т.д.) предприятием. Но для совершения такой сделки необходимо внести аванс (от \(5\) до \(30\) %) от стоимости имущества, которое приобретается в лизинг, и, к сожалению, не всегда предприниматель обладает такой крупной суммой, если речь идет о дорогостоящем оборудовании.
Также к источникам финансирования относят субсидии от государства. Если бы такое явление как субсидия имело лишь позитивную сторону, всё больше и больше предпринимателей обращалось бы к государству вместо того, чтобы искать инвесторов и брать кредиты в банке. Минусом является то, что вместо простого оформления бизнеса и начала работы необходимо будет пройти длинную цепочку согласований работников центра занятости (предварительно необходимо зарегистрироваться в центре занятости и подать пакет документов). Тем не менее, есть и плюс: полученные деньги не придется возвращать, если ты действительно будешь по назначению расходовать их на свой бизнес .
При нехватке денежных средств для реализации бизнеса можно попытаться найти инвестора, который согласится вложить деньги в твоё дело. Это непростой процесс, который требует настойчивости, терпения и уверенности в собственных силах.
Средства, привлекаемые на ведение бизнеса, расходуются на покупку основных и оборотных средств. 
Основные средства — это имущество фирмы, приобретённое для производства и использующееся в течение длительного времени. К основным средствам относится помещение, находящееся в собственности у компании, компьютерное оборудование, программное обеспечение. С части основных средств уплачивается налог на имущество.
Оборотные средства — это имущество фирмы, приобретаемое для производства нового продукта, услуги. К оборотным активам относят сырье, готовую продукцию, остатки денежных средств на расчётном счету компании либо в кассе.
Например, ты решил начать бизнес по пошиву спортивной одежды для подростков. Для реализации своего дела тебе необходимы ткани, швейная машина, нитки, иголки. Что из вышеперечисленного ты будешь использовать всё то время, что будет работать твоя фирма? Швейную машину. В твоём случае это и будет основным средством. А ткани, нитки и иголки ты будешь использовать для производства одежды, следовательно, это будут оборотные средства.
После того как ты начнёшь заниматься предпринимательской деятельностью, у тебя возникнет необходимость учитывать расходы на её ведение и доходы.
Расходы — это  траты, произведённые в процессе коммерческой деятельности.
Доход  — денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности за определённый период времени.
Пример:
Предположим, что ты начал бизнес в фармацевтической сфере и открыл аптеку. За первый месяц ты реализовал лекарства на \(935 780\) рублей. В процессе реализации были произведены следующие затраты: покупка лекарств на оптовой базе — \(234 567\) руб., аренда помещения — \(40 000\) руб., заработная плата фармацевта — \(37 892\) руб., социальные взносы по заработной плате фармацевта — \(12 235\) руб. Всего сумма затрат составила \(324 694\) руб. Разность между доходами и расходами называется прибылью. Величина прибыли в твоём случае составит \(611 086\) рублей (выручка \(935 780\) руб. минус себестоимость \(324 694\) руб.).
Таким образом,
Прибыль — это разница между доходами  и затратами (расходами) на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль рассчитывается с помощью следующей формулы: Прибыль = Доход – Расход (в денежном выражении).
Выручка  — это денежные средства, полученные (вырученные)  фирмой, индивидуальным предпринимателем от продажи товаров, выполнения работ или оказания  услуг. То есть это вся денежная сумма, которая получилась после реализации товара, выполнения работ, оказания услуг.
Себестоимость — это затраты (издержки) на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. К себестоимости относят денежные средства, которые были потрачены на закупку материалов, товаров (если ведется торговая деятельность), услуги, оказанные компании в процессе осуществления предпринимательской деятельности, заработная плата сотрудников, социальные взносы и прочие платежи.
С прибыли, которую ты получил в результате предпринимательской деятельности, необходимо уплатить налоги.
Чистая прибыль — прибыль, которую получает фирма после уплаты всех предусмотренных законодательством налогов.
Именно чистую прибыль ты можешь использовать по своему усмотрению, если ведешь бизнес самостоятельно, или разделить её между своими партнерами, если тебе принадлежит только часть бизнеса.
Для того, чтобы рассчитать сумму доходов от предпринимательской деятельности за какой-либо период, необходимо:
  1. Посчитать всю сумму денег от продуктов и/ или услуг, проданных/ оказанных в данный период;
  2. Определить все расходы, которые были направлены на ведение бизнеса в этот же период (заработная плата, налоги и расходы на транспорт, рекламу, электричество и воду, связь и т.д.);
  3. Рассчитать доходность бизнеса (из общего дохода вычесть все понесённые расходы).
Когда сумма выручки больше, чем расходы, это означает, что бизнес чувствует себя хорошо, потому что есть достаточное количество денег, чтобы оплатить все расходы бизнеса. Кроме того, это показатель хорошего управления бизнесом.
Когда сумма расходов больше, чем полученный доход, это означает, что бизнес работает плохо, и денег, полученных при продаже товаров и/ или услуг не хватает, чтобы оплатить все расходы, необходимые для существования бизнеса.
Ситуация, в которой доходность бизнеса равна расходам, понесённым на работу компании, называется точкой безубыточности. Это означает, что бизнес ни зарабатывает, ни несёт потери. Денег хватает только для того, чтобы оплатить расходы действующего бизнеса.
Обрати внимание!
Бизнес рентабелен, когда сумма дохода за определённый период превышает сумму всех затрат в этом периоде. Когда сумма всех затрат превышает сумму дохода, то бизнес является нерентабельным, и речь идёт об убыточном бизнесе.