Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Этапы создания собственного бизнеса
Создание собственного бизнеса связано с реализацией следующих этапов:
  1. Выдвижение бизнес-идей;
  2. Анализ состояния рынка и отбор лучшей бизнес-идеи;
  3. Разработка бизнес-плана и поиск источников финансирования;
  4. Выбор организационно-правовой формы ведения бизнеса;
  5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности;
  6. Постановка на учёт в налоговой инспекции;
  7. Получение лицензий (в случае необходимости).
Анализ и оценка состояния рынка
Анализ рынка связан с выделением и оценкой сегментов рынка.
Сегментом рынка принято называть часть рынка или часть потенциальных потребителей, выделенных по определённому признаку.
Оценка сегмента рынка связана с оценкой размера сегмента, затрат, необходимых для освоения сегмента рынка, привлекательности сегментов рынка.
Для открытия собственного бизнеса больше всего подойдет тот сегмент рынка, затраты на освоение которого будут меньше и который в будущем принесёт больший доход.
Обрати внимание!
Этапы оценки и выбора сегмента рынка для открытия собственного бизнеса:
1) Сравнение сегментов рынка и определение их привлекательности по следующим параметрам:
  • ёмкость сегмента (размер сегмента) — оценка потенциального дохода, который может получить предприниматель;
  • потенциал роста сегмента — оценка динамики изменения дохода, который может получить предприниматель;
  • уровень конкуренции в сегменте.
2) Сравнение размера первоначальных вложений.
Потенциальная ёмкость рынка — это количество продукта, которое потенциально может быть реализовано на рынке.
Количество продукта может быть измерено в натуральном выражении (в количестве проданных за определённый период на определённой территории товаров), но чаще ёмкость рынка рассчитывают в стоимостном выражении (в деньгах) как произведение количества товаров на их цену.
Фактическая ёмкость (объём) рынка — это количество продукта, фактически реализованного всеми производителями на рынке.
Доступная ёмкость рынка — это количество продукта, который может реализовать отдельная фирма.
Открывая собственный бизнес, необходимо не ошибиться при выборе сегмента рынка!
 
Обрати внимание!
Наиболее привлекательным при выборе сегмента является тот, у которого доступная ёмкость выше.
Бизнес по франшизе
Открыть собственный бизнес можно, воспользовавшись бизнес-схемой под названием франчайзинг:
крупная фирма, владеющая собственным брендом, предоставляет партнёру франшизу, то есть право работать под уже известной на рынке торговой маркой.
Наибольшее распространение эта форма бизнеса получила в сферах общественного питания, магазинов обуви и одежды, аптек и т.п.
Работа по франшизе для предпринимателя предоставляет следующие преимущества:
  • возможность начать собственный бизнес с минимальными начальными вложениями;
  • получение помощи при открытии собственного бизнеса со стороны крупного партнёра;
  • получение вместе с торговой маркой репутации и известности среди потребителей;
  • возможность использовать результаты широкомасштабных рекламных компаний, проводимых владельцем торговой марки;
  • возможность использования результатов научных разработок, проводимых владельцем торговой марки;
  • получение гарантии постоянного снабжения;
  • возможность приобретения на выгодных условиях оборудования (основных фондов) у владельца торговой марки.
 
Работа по франшизе для предпринимателя имеет следующие недостатки:
  • меньшая самостоятельность при ведении бизнеса;
  • уменьшение дохода за счёт обязательных выплат владельцу торговой марки;
  • потеря репутации владельца торговой марки приведёт и к потере репутации бизнеса, открытого предпринимателем.
Но за право работать по франшизе необходимо заплатить. Условия предоставления франшизы разные и закрепляются Договором коммерческой концессии.
Как правило, покупатель франшизы выплачивает первоначальный взнос (паушальный взнос) и делает периодические выплаты (роялти). Размер паушального взноса может быть очень разным: от \(500 000\) руб. до \(3\) млн долларов. Периодичность выплаты роялти также может различаться: каждый месяц, каждый квартал, каждые полгода, один раз в год.
 
Обрати внимание!
Роялти могут начисляться как процент на прибыль, процент на выручку, а могут иметь фиксированный размер.