Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема 2 («Риски и финансовая безопасность») направлена на формирование знаний обучающихся о видах риска, а главное, о способах их снижения и предотвращения.
Изучение темы направлено на один из наиболее опасных видов рисков — финансовые риски, связанные с возможностью потери денежных средств из-за наступления каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств.
Начиная изучать тему, необходимо ввести несколько определений: финансы, инвестор, инвестиция, инвестирование, финансовый риск, финансовое планирование.
 
Обрати внимание!
Особое внимание необходимо уделить тому, что термин «инвестор» связан не только с крупными финансовыми организациями, этот термин применим к любому человеку, который решает задачу сохранения и приумножения своих сбережений или свободных денежных средств: и к родителям обучающихся, которые размещают свои средства на депозит в банк, и к самому обучающемуся, когда он, к примеру, будет приобретать иностранную валюту.
Изучение темы направлено на ознакомление с видами финансовых рисков. Приступая к изучению темы, необходимо показать место финансовых рисков среди огромного множества рисков, с которыми сталкивается любой человек в повседневной жизни.
Само знание о существовании финансовых рисков уже может помочь человеку снизить этот риск.
Учителю при работе над темой необходимо обратить внимание на существование значительного числа классификаций финансовых рисков.
 
Обрати внимание!
В рамках курса «Основы финансовой грамотности» использованы две наиболее распространённые классификации. Во-первых, все финансовые риски можно условно разделить на общие (связаны с состоянием внешней среды), объектные (связаны с тем объектом, в который вкладываются средства) и портфельные (связаны с управлением вложениями). Во-вторых, все финансовые риски можно разделить на инфляционные, валютные, рыночные, предпринимательские, связанные с мошенничеством и т.д. Во второй классификации выделены наиболее опасные финансовые риски, в названиях которых указаны сами причины их возникновения.
Особое внимание учителю необходимо уделить тому, что каждому вида риска соответствуют инструменты, направленные на его снижение.
Пример:
В связи с этим можно предложить обучающимся систематизировать материал о видах рисков в виде таблицы, в столбцах которой указаны название риска, содержание риска и меры, направленные на предотвращение или сокращение риска. Такая переработка теоретического материала позволит сделать акцент на том, что наиболее важным результатом изучения темы является не заучивание видов рисков, а сопоставление риска и мер по его предотвращению или сокращению.
При изучении вопросов, связанных с финансовым планированием, учителю необходимо акцентировать внимание на идее, что умение жить благополучно складывается не только и не столько из высоких доходов, а из умения планировать имеющиеся доходы и расходы.
Уметь планировать свои доходы, управлять своими расходами, формировать сбережения, откладывать деньги на крупные покупки — это навыки, владея которыми, каждый обучающийся сможет не в отдалённом будущем, а уже сейчас помочь своей семье улучшить финансовое положение.
В связи с этим особое внимание при изучении темы необходимо обращать на практическую направленность вопросов, предложенных обучающимся.
Знание особых жизненных ситуаций, связанных с возникновением значительных расходов, должно помочь учащемуся осуществлять долгосрочное финансовое планирование на \(10-15 \)лет.
 
Обрати внимание!
Одной из важных задач, на решение которой направлена данная тема, является формирование понимания учениками необходимости накопления определённых сбережений — «подушки безопасности», «денежного запаса безопасности» — поскольку в настоящее время значительная доля российского населения не формирует таких сбережений.
Пример:
В ходе изучения данной подтемы в ходе урока можно предложить обсудить вопросы о необходимости накоплений как для семьи, так и конкретно для каждого обучающегося. На обсуждение могут быть вынесены вопросы о «карманных» деньгах и возможности их использования для накопления, о сложностях накопления, связанных с отказом от сиюминутной маленькой покупки в пользу более крупной, но отсроченной покупки.
Одним из наиболее верных способов снижения финансовых рисков человека, семьи, предприятия является диверсификация.
Учителю очень важно, с одной стороны, формировать у обучающихся грамотное владение терминологией, но, с другой стороны, ещё важнее формировать понимание сути явлений и процессов.
Сложное слово «диверсификация» необходимо связать с народной мудростью: «Не храни все яйца в одной корзине», а затем ответить на вопрос: «Какие корзины для хранения можно использовать?», «Сколько корзин для хранения должно быть в одной семье?» и т.п. Связав понятие «корзины для хранения сбережений» с термином «объект инвестирования», необходимо рассматривать виды активов, финансовых инструментов, в которые семья может вкладывать свои сбережения или свободные денежные средства.
 
Обрати внимание!
Особое внимание необходимо уделить тому, какие из активов относятся к высокорисковым, а какие — к низкорисковым, что позволит в дальнейшем ответить на вопрос, какие финансовые инструменты необходимо выбрать инвестору, если он реализует агрессивную или консервативную стратегию инвестирования.
Одной из очень значимых тем в рамках курса «Основы финансовой грамотности» является тема, посвящённая финансовым пирамидам.
Несмотря на то что многие в России потеряли свои сбережения в финансовых пирамидах 90-х годов, этот вопрос по-прежнему остаётся актуальным.
Меняясь по форме, изменяя названия и выходя в сеть Интернет, финансовые пирамиды не меняются по своей сути: выплачивают средства «старым» вкладчикам за счёт средств вновь привлечённых вкладчиков, поэтому так важно знать признаки финансовых пирамид.
Особое внимание необходимо обратить учителю на вопросы, связанные с виртуальными ловушками в сети Интернет.
 
Обрати внимание!
Хотя технический прогресс позволяет придумывать всё новые способы мошенничества, в большинстве своём это модификации, связанные с фишингом, фармингом, скандинавским аукционом и моделью «семи кошельков». При изучении темы учитель должен обращать внимание обучающихся не на заучивание англоязычных терминов, а на необходимость надёжного хранения платёжных реквизитов, использования надёжных паролей и лицензионного программного обеспечения.
Пример:
В ходе изучения данной подтемы можно предложить обучающимся подготовить выступления, посвященные наиболее известным финансовым пирамидам (как отечественным, так и зарубежным) и их краху.
Таким образом, изучение темы «Риски и финансовая безопасность» позволит сформировать целостное представление о финансовых рисках и мерах по их предотвращению или снижению. Одним из важных направлений снижения финансовых рисков является планирование семейного бюджета и формирование «денежного запаса безопасности». Знание инструментов  инвестирования и их характеристик (таких как уровень риска, срок инвестирования и доходность) позволит освоить основы формирования инвестиционного портфеля, рассматривая виды активов, финансовых инструментов, в которые семья может вкладывать свои сбережения или свободные денежные средства.