Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОПП)
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОПП) стало таковым с \(1\) января \(2013\) года после вступления в действие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном».
 
В России появилось обязательное страхование гражданской ответственности любого перевозчика, за исключением легкового такси.
 
На перевозчика была возложена обязанность сообщать в доступной форме (через официальный сайт, а также в кассах по продаже билетов) информацию о страховщике и договоре обязательного страхования, под действие которого подпадает потенциальный пассажир, приобретая билет на соответствующий вид транспорта.
 
Перевозчик, не желающий страховать свою гражданскую ответственность, подпадает под административную ответственность — штраф до \(50\) тысяч рублей в отношении физических лиц и до \(1\) миллиона — в отношении юридических.
 
Более  того, с \(1\) апреля \(2013\) года изменились требования по оснащению транспортных средств, а также и в отношении лиц, непосредственно осуществляющих перевозки: юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с осуществлением перевозок, обязаны:
  • оснастить все используемые ими автотранспортные средства регистраторами, фиксирующими скорость и маршрут движения транспортного средства;
  • установить тахографы (приборы, контролирующие режим работы и отдыха водителя). 
Точно так же несоблюдение данного правила повлечёт за собой административные санкции: от \(40\) до \(50\) тысяч рублей в отношении физических лиц, и от \(500\) тысяч до \(1\) миллиона — в отношении юридических лиц.
 
Объектом страхования гражданской ответственности перевозчика являются имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя за вред и убытки, причинённые пассажирам, грузовладельцам и, при необходимости, третьим лицам.

Страхование гражданской ответственности перевозчика распространяется на следующие виды транспорта:
  • водный: внутренний речной и морской;
  • воздушный: самолёты внутренних и международных линий и вертолёты;
  • железнодорожный: электрички пригородного сообщения и поезда дальнего следования, включая международные перевозки;
  • городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;
  • автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;
  • лёгкое метро и монорельсовый транспорт.
Страхование не распространяется на метрополитен (в силу закона от \(14\) июня \(2012\) № \(67-ФЗ\)) и легковое такси (в силу действия ОСАГО).

Страховыми случаями признаются события, возникшие в результате эксплуатации транспортного средства во время перевозки — повреждения транспортного средства в результате взрыва, аварии, падения, схода с рельсов, пожара и т. д.
 
Ответственность наступает:
  • перед пассажирами — за травмы и ранения, а также за порчу багажа;
  • перед грузовладельцами — за повреждение и порчу грузов;
  • перед другими лицами — наследниками и грузополучателями.
Величина страховой премии будет определяться видом и категорией транспортного средства, его техническим состоянием, маршрутом следования.
 
 Срок договора страхования по ОСГОПП обычно составляет \(1\) год.
 
Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП устанавливаются Центробанком России ежегодно и зависят не только от вида транспорта и перевозок, но и от маршрута следования транспорта (в этом случае оценивается вероятность ДТП или степень изношенности дорожного полотна).
 
Обрати внимание!
Наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством, или иных условий.

Временем начала ответственности перевозчика считается:
  • для пассажиров — момент входа пассажира в транспортное средство;
  • для грузоперевозок — фактический приём груза перевозчиком.
Основанием для предъявления претензий к перевозчику является:
  • для пассажиров — наличие билета или подтверждённый факт его приобретения;
  • для владельца груза — акт приёмки товара грузоперевозчиком.
Обрати внимание!
Осуществление коммерческих перевозок без действующего полиса ОСГОПП не допускается!