Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Какая страховая компания лучше?
Существует ряд субъективных оснований, на базе которых люди принимают решения: близость филиала страховой компании, невысокая стоимость полиса, сила убеждения и компетентность страхового агента — всё это может иметь значение при выборе страховщика в каждом отдельном случае, но ни один из этих факторов не должен быть определяющим.
 
В первую очередь важна надёжность страховой компании, а также её готовность оперативно исполнить взятые на себя обязательства.
 
Надёжность означает, что даже в самый неблагоприятный, кризисный период страховщик будет в состоянии производить все выплаты и при этом не обанкротится.
 
Оперативность исполнения обязательств — это необременительный для страхователя срок, за который тот получит выплату в соответствии с условиями полиса.
 
Кроме того, имеет смысл потратить немного времени и провести собственный анализ, опираясь на открытую информацию, размещённую на официальных сайтах страховых компаний, а также на профильных независимых ресурсах — форумах, порталах рейтинговых и информационно-аналитических агентств, в блогах и группах социальных сетей. Очевидно, что не лишним будет поинтересоваться у друзей, коллег и родственников об их опыте сотрудничества с теми или иными страховыми компаниями.
 
Сложность выбора подходящего страховщика усугубляется количеством присутствующих на российском рынке страхования компаний, которых сегодня более сотни.
Рейтинги страховых компаний
Крупнейшее рейтинговое агентство России «ЭКСПЕРТ РА» помогает принять взвешенное решение при выборе страховой компании, давая возможность проанализировать деятельность страховщиков, опираясь на многие показатели. В методику расчёта рейтинга входит также большое количество факторов, которым при анализе присваивается определённый вес — т.е. относительная значимость показателя по сравнению с другими факторами. Вот они:
 
Внешние факторы устойчивости и корпоративного управления, такие как:
  1. Размерный фактор (величина и динамика активов и собственных средств, размер уставного капитала, совокупной страховой премии).
  2. Положение компании в отдельных сегментах рынка (её нахождение в ассоциациях и объединениях, репутация компании и её топ-менеджеров, бренд, отношения с надзорными органами, специализация, кэптивность — зависимость от учредителей в определении стратегии).
  3. Корпоративное управление (финансовый потенциал владельцев и изменение его состава, структура собственности и организационная структура, риск-менеджмент и стратегия, качество управления, состояние информационной инфраструктуры, аудитор, отчётность по МСФО, прозрачность экономических процессов).
  4. География присутствия (эффективность работы компании в регионах и развитие филиальной сети).
Страховой бизнес. Этот блок включает:
  1. Страховой портфель (диверсификацию и стабильность страхового портфеля, прибыльность по видам страхования, относительную величину рисков и параметры портфеля входящего перестрахования).
  2. Базу клиентов (размер и структуру клиентской базы, наличие постоянных и зависимость от основных клиентов, процент расторгнутых договоров, каналы распространения полисов, партнёров по входящему перестрахованию, для кэптивных компаний — наличие кредитного рейтинга у основного клиента).
  3. Перестраховочную политику (надёжность, диверсификацию и эффективность перестраховочной защиты, перестрахование крупных рисков, отношение максимальной страховой выплаты-нетто по отношению к собственным средствам).
Финансовые показатели оцениваются по следующим параметрам:
  1. Ликвидность и платёжеспособность (коэффициенты текущей ликвидности и уточнённой страховой ликвидности-нетто, история крупных выплат, дебиторская задолженность и её качество, наличие займов и кредитов, внебалансовых обязательств, маржа платёжеспособности, достаточность собственных средств).
  2. Доходность и убыточность (рентабельность активов по РСБУ и по МСФО, собственные средства, коэффициенты убыточности-нетто, убыточности по РСБУ и по МСФО, процент расходов на ведение дела).
  3. Инвестиционная политика (инвестиционный портфель: ликвидность, диверсификация по объектам вложений, стабильность и наличие признаков оптимизации; надёжность вложений, процент дочерних компаний и аффилированных структур, рентабельность инвестированного капитала, выполнение приказов №\(100\)н и №\(149\)н).
Краткая методика агентства «ЭКСПЕРТ РА» приведена здесь для иллюстрации того, насколько сложно объективно оценивать характеристики страховых компаний даже с применением математических и социологических методов анализа.
 
Следовательно, рейтинги, основанные на «народном» голосовании, хотя и имеют право на существование, но весьма субъективны, зачастую ангажированы, имеют нерепрезентативную выборку — то есть количество и качество респондентов не соответствует условиям, которые предъявляет социология к количественным и качественным методам анализа.
 
К отзывам, относящимся к любой страховой компании, следует подходить с большой долей скептицизма, поскольку у всякого страховщика среди клиентов имеются поклонники и противники, а самостоятельно измерить количество тех и других не представляется возможным.
Источники:
https://raexpert.ru