Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема «Банковская и налоговая системы» является первой темой курса, поскольку погружает учащихся в мир взаимодействия финансовых организаций.

Все дальнейшие темы раскрывают суть финансовых организаций и услуг, предоставляемых ими.
 
Изучение темы позволит учащимся получить полное представление об особенностях функционирования банков в качестве финансовых посредников, а также даст знания о ключевых характеристиках для выбора депозита с наибольшей финансовой выгодой.
 
В первой подтеме вводится первое основное понятие — «финансовые организации». Учитель объясняет, для чего нужно знать их основные функции, отмечает, что каждый гражданин на протяжении всей жизни сталкивается с необходимостью взаимодействия с финансовыми организациями. Здесь важно отметить различия между понятиями «инвестиции» и «сбережения».
 
Обрати внимание!
Для закрепления материала можно предложить учащимся пройти практическое задание «Сбережения и инвестиции», это позволит оценить уровень освоения материала. Можно предложить учащимся самостоятельно привести примеры сбережений и инвестиций (данное задание возможно организовать в групповой форме).
 
На следующем этапе учитель раскрывает сущность финансовых организаций, кратко даёт учащимся информацию об их видах и функциях.
 
Обрати внимание!
Для расширения кругозора, можно предложить учащимся подготовить небольшое выступление по теме «Банковская система в ...(страна)»
 
Предложенный практический материал на образовательном интерне-ресурсе «ЯКласс» позволит закрепить пройденную теорию по подтеме «Банковская система». Следующая подтема («Услуги коммерческих банков») является логическим продолжением первой, поскольку здесь более детально разбирается банковская система как совокупность финансовых организаций. Особое внимание стоит уделить «денежно-кредитной политике государства», а также методам её регулирования. 
 
Обрати внимание!
Для углубленного изучения данной темы, можно дать дополнительную информацию по денежно-кредитной политике ЦБ РФ (сайт: www.cbr.ru/dkp/)
 
Приём денежных средств от населения на вклады — является одной из самых востребованных функций коммерческих банков. В данной подтеме для учащихся вводятся формулы по расчёту доходов от вложения денежных средств на вклады. Практические задачи направлены на закрепление материала по расчётам доходов по вкладам.
 
Обрати внимание!
Задания повышенной сложности стоит предложить учащимся, которые успешно освоили более простой материал. Если же все успешно освоили материал, то можно предложить групповое задание по сравнению предложений по вкладам у различных банков в РФ. Для выполнения данного задания учащиеся могут использовать информацию по вкладам, как на сайтах известных им банков, так и на портале www.banki.ru, где собрана информация по всем предложениям от банков. Каждая группа должна выбрать 2 разных вклада и, задав самостоятельно исходные данные, доказать, какой из них более выгодный.
Учителю необходимо рассказать учащимся \(7 - \)\(9\) классов о том, что вклады можно делать и в драгоценных металлах. Стоит подробно обсудить каждый вид вложений в драгоценные металлы, а также поговорить с учениками о том, почему одни вклады в драгоценные металлы являются более выгодными, чем другие.
 
Обрати внимание!
В данной подтеме учащимся данной возрастной категории можно предложить обсудить в классе каждый из видов вложений на предмет их инвестиционной привлекательности.
 
Выдача и обслуживание банковских карт является ещё одной функцией коммерческих банков. Учителю необходимо описать виды банковских карт, обсудить с учащимися их достоинства и недостатки, а также поговорить о рисках использования карт.
 
Обрати внимание!
Учащиеся могут привести примеры карт, которые им приходилось видеть или использовать, с указанием к какому виду они относятся. Для закрепления материала рекомендуется пройти практические задания.
 
Переходя к подтемам, связанным с функционированием налоговой системы, учителю необходимо отметить, что у каждого человека существуют определённые обязательства по уплате налогов.
 
Обрати внимание!
Необходимо сразу заострить внимание учащихся на важности данной темы, понимании учащимися своей гражданской позиции. Текст адаптирован для данной возрастной категории, все понятия даны в доступной для понимания форме. В дальнейшем материал будет усложняться.
 
Основными понятиями данной подтемы выступают «налог», «налогоплательщик», «налоговый период».
 
Обрати внимание!
Можно предложить учащимся привести примеры налогов, которые они знают (это задание можно провести как в форме индивидуального опроса, так и в групповой форме)
 
Также в данном разделе представлена формула расчёта пени в случае уплаты налога позже установленного срока.
 
Обрати внимание!
Расчётные задачи рекомендуется предварительно разобрать на конкретном примере. Задания по расчёту пени относятся к заданиям повышенной сложности, их стоит предложить учащимся, успешно прошедшим более простой материал.
 
Изучение основ налогообложения граждан даёт возможность учителю объяснить учащимся принцип формирования ИНН, а также его необходимость. 
 
Обрати внимание!
В качестве практического задания в рамках рассматриваемой тематики можно предложить учащимся узнать о наличии у них самих и их родителей свидетельства ИНН.
 
Ученикам предлагается познакомиться с основными последствиями, которые могут наступить в случае несвоевременной уплаты налога или отказа от его уплаты.
Изучая то, какие налоги мы платим, необходимо рассказать учащимся, что существует несколько основных видов налогов, которые уплачивают физические лица. В теоретическом материале представлена подробная классификация всех основных видов налогов.
 
Обрати внимание!
Объяснение материала в рамках данного раздела можно построить по принципу моделирования жизненных ситуаций и разъяснения механизма формирования того или иного налогового обязательства. Для проверки усвоения материала учащимися рекомендуется провести фронтальный опрос.
 
Материал представлен как в текстовом, так и в табличном варианте, что удобно как для учащихся, так и для учителя.
Учителю также нужно дать определения основным понятиям («налоговая скидка», «налоговая декларация»), а также рассказать о том, зачем налоговая декларация нужна.
 
Обрати внимание!
В случае успешного освоения учащимися полученного материала учитель могут в качестве практического задания предложить учащимся самостоятельно заполнить налоговую декларацию исходя из заданных учителем параметров.
 
Обрати внимание!
Таким образом, в период обучения учащиеся получают первичную информацию об основных принципах работы банковской и налоговой систем. Это позволяет уже на данном возрастном этапе сформировать целостное представление о банковской и налоговой системах, а также принципах взаимодействия граждан с ними, что будет способствовать ускоренной адаптации учащихся ко взрослой жизни в дальнейшем.
 
Для учащихся \(10 - \)\(11\) классов в практическом материале приводится формула расчёта доходности вкладов в драгоценных металлах.
 
Обрати внимание!
Для учащихся данной возрастной категории может быть предложена работа с интернет-источниками для проведения сравнительного анализа условий, на которых банки предлагают открытие вкладов в драгоценных металлах. Сделать выводы о привлекательности данных вкладов для потребителей.
 
Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что, в отличие от обычных банковских вкладов, вклады в драгоценных металлах могут принести и убыток.
Поскольку учащиеся данной возрастной категории уже зачастую имеют, а некоторые и активно используют дебетовые карты, то учителю стоит заострить внимание учащихся на преимуществах использования банковских карт, а также рассказать о видах мошенничества, которые появились в связи с широким распространением использования банковских карт.
 
Обрати внимание!
Можно предложить учащимся смоделировать ситуации, в которых потребителю удобнее использовать банковские карты нежели наличный расчёт. В групповом формате можно провести дискуссию по теме: «Плюсы и минусы банковских карт», а также разобрать проблемные вопросы, связанные с мошенничеством по банковским картам.
 
В следующем разделе приводится информация о взаимоотношениях с налоговыми органами не только физических, но и юридических лиц.
В табличной форме приводится подробная классификация налогов. Учителю необходимо объяснить учащимся понятие «государственная пошлина» и объяснить, в чём её отличие от других налоговых платежей.
 
Обрати внимание!
Учитель может предложить учащемуся самостоятельно поработать с основными понятиями раздела. Учащиеся могут также смоделировать ситуации, в которых необходимо уплачивать налоговые пошлины. Закрепить теоретический материал возможно путем прохождения практических задач по теме.
 
В рамках темы «Налоговая декларация» учитель может предложить учащимся самостоятельно заполнить налоговую декларацию, образец которой можно скачать с сайта НК РФ.
Также учителю важно отметить, что сохранить семейный бюджет и уменьшить количество налоговых отчислений можно за счёт получения налоговых вычетов. Теоретический материал позволяет подробно изучить условия получения различных видов налоговых вычетов.
 
Обрати внимание!
Можно предложить учащимся подготовить индивидуальные доклады по теме: «Получение налоговых вычетов при .... (жизненная ситуация)»
 
Для учащихся \(10 - \)\(11\) классов подобран более сложный материал, включающий определённые нюансы по взаимодействию с банковской и налоговой системами. Данный материал поможет учителю подготовить учащихся ко взрослой самостоятельной жизни.
 
Практический материал темы позволит учащимся закрепить знания, а приобретенные навыки позволят им участвовать в дальнейшем в экономической жизни общества и государства.
 
Обрати внимание!
По результатам изучения темы учащиеся должны иметь полное представление о банковской и налоговой системах, а также решать практические задачи, которые пригодятся им в будущем.