Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Предпринимательство и предприниматель
Предпринимательство является неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства. Впервые термин «предприниматель» был использован в \(18\) веке.
Главной отличительной чертой предпринимателя многие экономисты считают риск, рискованный характер деятельности.
Английский экономист Адам Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения от неё прибыли. Предприниматель сам должен планировать и организовывать производство, а также распоряжаться результатами его деятельности.
Французский экономист Жан-Батист Сэй характеризовал предпринимателя как лицо, которое берётся производить продукцию за свой счёт, на свой риск и в свою пользу.
В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Гражданском кодексе Российской Федерации говорится следующее.
Предпринимательство трактуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в уставном порядке.
 
Обрати внимание!
В любом определении предпринимателя, как правило, отражают следующие характерные черты:
  1. наиболее важным в предпринимательской деятельности является достижение нового результата.
  2. Предприниматель всегда берёт на себя риск реализации идеи.
  3. Предпринимательство связывают с организацией собственного дела, которое будет приносить прибыль.
Предприниматель и инновации
Йозеф Шумпетер — австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли.
К предпринимателям Й. Шумпетер относил людей, задумавших и осуществивших инновации (нововведения, новшества).
Принимая инновационные решения, предприниматели создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства. Поэтому Й. Шумпетер ввёл четвёртый фактор производства — предпринимательскую способность.
 
Обрати внимание!
Й. Шумпетер выделил \(5\) возможных нововведений, новшеств, инноваций, которые могут обеспечить предпринимателю предпринимательскую прибыль:
  1. новый товар (абсолютно новый, либо модифицированный с новыми свойствами).
  2. Новый рынок сбыта.
  3. Новые материалы, сырьё для изготовления товара.
  4. Новые технологии (технологические процессы, новая техника, новые способы рыночного обеспечения).
  5. Новшества в организации производства.
Реализация инноваций всегда сопряжена с предпринимательским риском.