Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Бизнес
Слово «бизнес» происходит от англ. Business — «дело», «занятие», «предприятие».
Бизнесом можно называть любое своё дело, приносящее прибыль.
Предприниматель — это человек, который предпринял действия, направленные на получение прибыли через организацию собственного дела, то есть через открытие бизнеса.
 
Чтобы заняться бизнесом, необходимо зарегистрировать собственное предприятие, то есть поставить государство в известность о том, какую деятельность ты планируешь вести. Регистрация необходима как для учёта, так и для контроля государством ведения предпринимательской деятельности.
Классификация предприятий
В настоящее время ты можешь зарегистрировать собственное дело в следующих формах: индивидуальный предприниматель (ИП), производственный кооператив, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество.
Все предприятия можно разделить на:
  • малые предприятия (среди них отдельно выделяют микропредприятия);
  • средние предприятия;
  • крупные предприятия.
Чтобы провести чёткое границу между разными типами предприятий, государство разработало определённые критерии, по которым предприятия относят к той или иной категории:
Категория
Доход (максимальный)
Численность
Доля (максимально допустимая) участия в уставном капитале (для ООО) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов
Доля (максимально допустимая) участия в уставном капитале (для ООО) юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юрлиц
Микропредприятия
\(120\) млн руб.
до \(15\) чел.
\(25\)%
\(49\)%
Малые предприятия
\(800\) млн руб.
до \(100\) чел.
\(25\) %
 \(49\) %
Средние предприятия
\(2\) млрд руб.
\(101—250\) чел.
\(25\)%
\(49\)%
 
Обрати внимание!
Для изменения категории предприятия перечисленные критерии должны не выполняться три года подряд, то есть если в каком-то одном году предприятие не соответствовало указанным критериям, например, по численности рабочих, это не означает, что оно потеряет статус малого.
Наибольшее число всех предприятий относится к категории малых.
Малые предприятия имеют ряд преимуществ:
  • возможность использования пониженных налоговых ставок;
  • ведение упрощённого бухучёта;
  • получение государственной поддержки с возможностью получения государственных субсидий.
Бизнес-идея
Бизнес-идея — идея, которая может быть использована для построения новой компании или нового направления деятельности в уже работающей компании.
Как правило, бизнес-идея направлена на создание товаров или услуг, которые могут быть проданы за деньги.
Способность трансформации бизнес-идеи в жизнеспособный бизнес должна быть подкреплена осуществимым бизнес-планом.
Бизнес-идея, поданная в нужное время, когда ожидается нарастание спроса на упомянутые в бизнес-идее товары или услуги, может привести к созданию высокоприбыльного бизнеса.
 
Обрати внимание!
Бизнес-идей и источников их возникновения множество, однако то, будет бизнес успешным или нет, определяется только качеством и своевременностью их реализации.
При создании собственного бизнеса можно использовать существующую бизнес-идею. В сети Интернет представлено множество идей для открытия бизнеса, но часто предприниматели пытаются сформулировать новую идею.
Лишь малая часть новых бизнес-идей является уникальной, большинство же созданы одним из трёх методов:
  1. Копирование: копируют бизнес-идею (а иногда и продукт), ставшую успешной в другой стране;
  2. Трансформация: дополнение существующей бизнес-идеи;
  3. Комбинирование: объединение нескольких бизнес-идей.
Не всякая идея годится для бизнеса.
Идеи надо копить и проводить их тщательный отбор.
Для того, чтобы разработать хорошую бизнес-идею, нужно научиться анализировать ситуацию.
Анализ ситуации можно провести, ответив на следующие вопросы:
  1. Товар или услуга, которые ты планируешь предложить рынку, будут востребованы?
  2. Твой товар или услуга будут полезны людям?
  3. Кто те люди, которые потенциально могут купить твой товар: сколько им лет, где они живут, имеются ли у них средства на покупку, заинтересует ли их твой товар?
  4. По какой цене потенциальные потребители будут готовы приобрести твой товар или услугу?
  5. Окупятся ли и когда окупятся твои затраты на организацию бизнеса? (Это, пожалуй, один из самых трудных вопросов).
Но затем тебе предстоит задать ещё один вопрос: имеется ли у тебя команда, с которой ты можешь реализовать свою бизнес-идею?
Именно наличие людей, на которых ты можешь положиться, которые обладают знаниями и навыками, может обеспечить успех реализации бизнес-идеи.
Стартапы
Стартап — это новый бизнес, который, как правило, создаётся в высокотехнологичных отраслях с минимальными вложениями.
Пример:
Примерами стартапов являются такие компании как Google, Facebook.
Как правило, стартапы создаются именно с целью продажи не товара, а самого стартапа крупной компании.
Стартап имеет ряд специфических особенностей, присущих только этой форме бизнеса:
  • создаётся в высокотехнологичных отраслях, чаще всего для реализации принципиально новой технической идеи — инновационной бизнес-идеи;
  • имеет короткий жизненный цикл, то есть от основания до продажи бизнеса проходит мало времени;
  • должен иметь высокие темпы роста бизнеса.
Кроме того, как и любой бизнес, стартап:
  • должен иметь государственную регистрацию;
  • создаётся предпринимателем на свой страх и риск.
Обрати внимание!
Стартап является высокорискованным предприятием, лишь \(1\) предприятие из \(10\) оправдывает ожидания инвесторов.
Как правило, стартапы создаются не в одиночку, а командой единомышленников. Участников стартапа (startup) называют стартаперами от анг. startupper.