Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема 8 «Организация и ведение собственного бизнеса» направлена на формирование знаний обучающихся о создании собственного бизнеса, начиная с выбора организационно-правовой формы ведения бизнеса и написания бизнес-плана до выбора системы налогообложения.
Изучение темы необходимо начать с повторения терминов предприниматель и предпринимательство, затем связать их с термином бизнес, означающим в прямом переводе дело, предприятие.
Как правило, предприниматель начинает своё дело с открытия небольшого бизнеса, который в будущем может разрастись, то есть предприятия имеют такую характеристику как размер.
В зависимости от размера бизнеса государство разрабатывает различные меры поддержки, поэтому учителю необходимо уделить внимание классификации предприятий по размеру и критериям выделения микро, малых и средних предприятий.
Любой бизнес рождается из идеи.
Пример:
Для подготовки к урокам, посвящённым бизнес-идеям, учителю рекомендуется предложить обучающимся подобрать несколько примеров успешно реализованных бизнес-идей в различных сферах: в технологической, в информационной, малозатратных бизнес-идей, идей организации бизнеса на дому и т.п.
В ходе урока можно попытаться ответить на вопрос, является ли бизнес-идея уникальной или она была сформирована одним из известных методов (копирование, трансформирование или комбинирование).
Разбирая в ходе урока понятие стартапа, необходимо акцентировать внимание обучающихся на том, что спецификой такого предприятия является уникальная бизнес-идея чаще всего в технологической или информационной сфере.
Для создания бизнеса мало уметь выдвигать идеи, необходимо научиться оценивать и выбирать наиболее перспективные. Важным критерием отбора бизнес-идей являются привлекательность рынка и размер первоначальных вложений.
Привлекательным будет тот рынок, который потенциально может принести больший доход и большую прибыль.
Для оценки потенциального дохода в экономике используется термин ёмкость рынка. Учителю необходимо уделить внимание тому, что ёмкость может быть потенциальной, фактической и доступной.
Пример:
В микрорайоне проживает \(1000\) семей, потенциально все они могут быть покупателями, например, \(3\) стаканчиков мороженого в месяц, тогда потенциальная ёмкость рынка составит \(3000\) стаканчиков мороженого в месяц. Но на самом деле в микрорайоне приобретается \(2000\) стаканчиков мороженого в месяц — это фактическая ёмкость рынка. При этом \(1500\) стаканчиков реализует одна фирма, а \(500\) стаканчиков – другая, значит, доступная ёмкость первой фирмы равна \(1500\) стаканчиков мороженого.
Отличительной чертой понятия ёмкости рынка является то, что она может измеряться не только в натуральном выражении (в стаканчиках мороженого), но и в стоимостном (в рублях).
Вопрос оценки ёмкости рынка является очень серьёзным, и существует несколько походов к возможной оценке, но на уроках будет рассматриваться метод, основанный на прямом определении ёмкости рынка: произведение количества реализованной продукции на её цену.
В задачах на ёмкость рынка указаны объёмы продаж конкурентов.
 
Обрати внимание!
Учителю следует обратить внимание обучающихся на то, что на практике продажи конкурентов не всегда являются известной величиной.
Создание своего дела необходимо начинать с тщательного анализа ситуации на рынке.
Открытие собственного бизнеса всегда связано с риском, но предпринимательский риск можно снизить, если открыть своё дело по франшизе.
Франшиза — это предоставление предпринимателю права работать под торговой маркой (брендом) крупной и известной на рынке фирмы.
Разбирая на уроках тему франшизы, особое внимание необходимо обратить на преимущества и недостатки работы по франшизе.
Одним из наиболее важных, но в тоже время и наиболее трудных этапов создания собственного бизнеса является разработка бизнес-плана. Только проработанный, правильно оформленный бизнес-план может позволить привлечь инвестиционные средства в создающийся бизнес.
 
Обрати внимание!
Бизнес-план является тем документом, который необходим не столько внешнему инвестору, сколько самому предпринимателю, поскольку в нём даётся ответ на вопрос, как реализовать имеющуюся бизнес-идею.
Если принято решение создать бизнес, то первый вопрос, на который следует ответить — в какой форме этот бизнес необходимо зарегистрировать. Изучение этой темы необходимо начать с разбора понятия организационно-правовая форма (ОПФ), разъяснив обучающимся, что ОПФ — это не просто разные названия, а разные виды ответственности предпринимателя, разные требования к ведению документации и бухгалтерскому учёту, разные возможности для привлечения инвестиций.
Пример:
Желательным при изучении организационно-правовых форм является ознакомление обучающихся с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм, в котором перечислены в том числе и ОПФ для ведения предпринимательской деятельности. В этом случае необходимо будет вспомнить из курса обществознания различия между коммерческими и некоммерческими организациями.
 
Обрати внимание!
Особое внимание необходимо уделить тому, что с \(2014\) года в РФ произошли изменения в перечне ОПФ, и поэтому исчезли такие организационно-правовые формы как ЗАО, ОАО и ОДО (новые предприятия не регистрируются в этих формах, а существующие должны будут постепенно изменить организационно-правовую форму в названии).
Изучение организационно-правовых форм ведения экономической деятельности должно быть направлено на выявление преимуществ и недостатков различных ОПФ.
Рассматривая источники привлечения денежных средств для создания собственного бизнеса, необходимо выделить критерии, по которым они оцениваются: доступность, уровень свободы и платность
Пример:
На уроках необходимо ответить на вопрос: если самыми доступными, дешёвыми и обеспечивающими свободу являются собственные средства, то почему же возникает необходимость в привлечении дополнительных средств?
Наиболее доступным источником получения привлечённых средств являются кредиты банков. Учителю необходимо особо подчеркнуть, что, прежде чем брать кредит в банке, необходимо провести тщательные расчёты в бизнес-плане по возврату кредита. Одним из активно развивающихся направлений привлечения инвестиций является краудфандинг — сбор средств через интернет-платформы напрямую от частных лиц.
Пример:
Учитель может предложить обучающимся подготовить примеры проектов, на которые собираются средства на краудфандинг-площадках.
Большое значение при изучении темы создания собственного бизнеса имеет ознакомление с наиболее типичными ошибками начинающих предпринимателей.
С вопросами налогообложения при создании собственного бизнеса должен быть хорошо знаком каждый будущий предприниматель.
 
Обрати внимание!
На уроках необходимо разобрать налоговые системы и условия их применения: общую систему налогообложения (ОСН), упрощённую систему налогообложения (УСН), ЕСХН, ЕНВД, патентную систему налогообложения (ПСН).
Решение задач на расчёт налога по УСН или ЕНВД является подготовкой к главному — умению выбрать оптимальную систему налогообложения.
Ведение бухгалтерского и налогового учёта имеет множество тонкостей, но обучающиеся должны знать, в каких случаях применим тот или иной режим налогообложения, по каким налоговым ставкам и как производится расчёт налогов.
Изучение подтемы «Организация и ведение собственного бизнеса» должно позволить обучающимся сформировать представления о порядке открытия собственного бизнеса, о трудностях, с которыми может столкнуться предприниматель, и о возможностях развития бизнеса.