Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Финансовая пирамида
Обрати внимание!
Одним из наиболее распространённых видов финансового мошенничества против граждан является создание финансовых пирамид. История создания финансовых пирамид насчитывает не менее 300 лет. 
В Германии финансовые пирамиды носят название «система снежного кома», а в США — «схема Понци».
Существуют различные определения финансовых пирамид, но во всех отмечается следующее:
  • доход вкладчикам выплачивается из новых поступлений — как только приток новых поступлений заканчивается, заканчиваются и выплаты;
  • организаторы финансовой пирамиды никуда не вкладывают собранные средства, то есть не ведут ни инвестиционную, ни предпринимательскую деятельность, поэтому пирамида обречена на разрушение.
Узнать финансовую пирамиду можно по следующим признакам:
  • предлагаемый компанией доход значительно выше среднерыночного;
  • агрессивная реклама;
  • простота процедуры участия в схеме, минимальные требования к документам;
  • отсутствие офиса или представительства;
  • отсутствие возможности ознакомиться с уставными документами и лицензией;
  • перевод вложенных средств между разными компаниями и странами;
  • ограниченный доступ к учредительным документам, финансовой отчётности;
  • условие «пришёл сам — приведи друга»;
  • сомнительные договоры (клиент не имеет возможности ознакомиться с договором заранее).
Для того чтобы не попасть в сети финансовых мошенников, необходимо соблюдать следующие правила:
  1. Наличие у коммерческой организации хотя бы нескольких признаков финансовой пирамиды указывает на необходимость отложить или отказаться от размещения денег.
  2. Обязательно ознакомиться с договором на размещение средств заранее.
  3. Проверить информацию о финансовой организации в нескольких независимых источниках.
  4. Помнить, что высокий доход всегда означает высокий риск (чем выше доходность, тем выше риск потери вложенных средств).
Прежде чем принять решение о размещении средств в финансовой организации, необходимо:
  • Ознакомиться с уставом и договором (если их нет, то не стоит вкладывать средства).
  • В уставе необходимо обратить внимание на адрес регистрации фирмы (если фирма позиционирует себя как крупная, а в адресе регистрации указана квартира, то не стоит вкладывать средства).
  • В уставе необходимо обратить внимание на дату регистрации фирмы (если фирма позиционирует себя как компания, работающая на рынке продолжительное время, а дата регистрации недавняя, то не стоит вкладывать средства).
  • Необходимо внимательно изучить договор. Не стоит подписывать договор, если в нём есть положение о том, что фирма не несёт ответственности за возврат размещённых средств.
  • Необходимо узнать, за счёт каких источников формируется доход финансовой организации: она выдаёт кредиты фирмам, вкладывает средства в ценные бумаги, инвестирует в строительство и т.п. Если источник получения доходов неизвестен, то не стоит вкладывать средства.
  • Если финансовая организация заявляет, что вкладывает средства в ценные бумаги, то у неё должна быть лицензия, а с вкладчиком должно заключаться специальное соглашение — «декларация о рисках».  Если таких документов нет, то не стоит вкладывать средства.
Возможности сети Интернет для организаторов финансовых пирамид
Развитие сети Интернет и её использование для ведения коммерческой деятельности открыло возможности для организации современных финансовых пирамид.
Сеть Интернет предоставляет немало преимуществ организаторам, поскольку:
  1. Сетью Интернет пользуется значительное число людей, которые могут стать потенциальными вкладчиками финансовой пирамиды.
  2. Пользователями сети Интернет являются молодые, активные люди.
  3. Организация бизнеса через сеть Интернет избавляет от необходимости содержать офис, а значит сокращаются затраты организаторов.
  4. Организаторы финансовых пирамид в сети Интернет часто избавлены от необходимости вести бухгалтерскую документацию, поскольку не проводят государственную регистрацию бизнеса.
Хайп-пирамиды
Хайп (от англ. HYIP, аббревиатура от High Yield Investment Program) — это высокодоходная инвестиционная программа, капитал которой формируется из взносов пользователей сети Интернет. Отличить хайп от интернет-пирамиды практически невозможно.
Под видом хайпа всё чаще организуются интернет-пирамиды, в которых доход «старым» участникам выплачивается из взносов новых участников.
 
Обрати внимание!
Организатор хайп-пирамиды, как правило, отвечает по своим обязательствам перед инвесторами до тех пор, пока осуществляется приток новых вкладчиков и пока не будет достигнут запланированный им объём доходов.
 
Источники:
Брехова, Ю.В. Финансовая грамотность:  материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват.орг. / Ю.В.Брехова, А.П.Алмосов, Д.Ю.Завьялов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 400 с.