Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема \(2\) («Риски и финансовая безопасность») направлена на формирование знаний обучающихся о видах риска, а главное, о способах их снижения и предотвращения.
Изучение темы направлено на один из наиболее опасных видов рисков — финансовые риски, связанные с возможностью потери денежных средств из-за наступления каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств.
Начиная изучать тему, необходимо ввести несколько определений: финансы, инвестор, инвестиция, инвестирование, финансовый риск, финансовое планирование.
 
Обрати внимание!
Особое внимание необходимо уделить тому, что термин «инвестор» связан не только с крупными финансовыми организациями. Этот термин применим к любому человеку, который решает задачу сохранения и приумножения своих сбережений или свободных денежных средств: и к родителям обучающихся, которые размещают свои средства на депозит в банк, и к самому обучающемуся, когда он, к примеру, будет приобретать иностранную валюту.
Освоение темы направлено на ознакомление с видами финансовых рисков. Приступая к изучению, необходимо показать место финансовых рисков среди огромного множества рисков, с которыми сталкивается любой человек в повседневной жизни.
Само знание о существовании финансового риска уже может помочь человеку снизить этот риск.
Учителю при работе над темой необходимо обратить внимание на существование значительного числа классификаций финансовых рисков.
 
Обрати внимание!
В рамках курса «Основы финансовой грамотности» использованы две наиболее распространённые классификации. Во-первых, все финансовые риски можно условно разделить на общие (связаны с состоянием внешней среды), объектные (связаны с тем объектом, в который вкладываются средства) и портфельные (связаны с управлением вложениями). Во-вторых, все финансовые риски можно разделить на инфляционные, валютные, рыночные, предпринимательские, связанные с мошенничеством и т. д. Во второй классификации выделены наиболее опасные финансовые риски, в названиях которых указаны сами причины их возникновения.
Особое внимание учителю необходимо уделить тому, что каждому виду риска соответствуют инструменты, направленные на его снижение.
Пример:
в связи с этим можно предложить обучающимся систематизировать материал о видах рисков в виде таблицы, в столбцах которой будут указаны название риска, содержание риска и меры, направленные на предотвращение или сокращение риска. Такая переработка теоретического материала позволит сделать акцент на том, что наиболее важным результатом изучения темы является не заучивание видов рисков, а сопоставление риска и мер по его предотвращению или сокращению.
При изучении вопросов, связанных с финансовым планированием, учителю необходимо акцентировать внимание на идее, что умение жить благополучно складывается не только и не столько из высоких доходов, а из умения планировать имеющиеся доходы и расходы.
Уметь планировать свои доходы, управлять своими расходами, формировать сбережения, откладывать деньги на крупные покупки — это навыки, владея которыми, каждый обучающийся сможет не в отдалённом будущем, а уже сейчас помочь своей семье улучшить финансовое положение.
В связи с этим особое внимание при изучении темы необходимо обращать на практическую направленность вопросов, предложенных обучающимся.
Знание особых жизненных ситуаций, связанных с возникновением значительных расходов, должно помочь учащемуся осуществлять долгосрочное финансовое планирование на \(10\)–\(15\) лет.
 
Обрати внимание!
Одной из важных задач, на решение которой направлена данная тема, является формирование понимания учениками необходимости накопления определённых сбережений — подушки безопасности, денежного запаса безопасности, — поскольку в настоящее время значительная доля российского населения не формирует таких сбережений.
Пример:
в процессе изучения данной подтемы в ходе урока можно предложить обсудить вопросы о необходимости накоплений как для семьи, так и конкретно для каждого обучающегося. На обсуждение могут быть вынесены вопросы о карманных деньгах и возможности их использования для накопления, о сложностях накопления, связанных с отказом от сиюминутной мелкой покупки в пользу более крупной, но отсроченной покупки.
Одним из наиболее верных способов снижения финансовых рисков человека, семьи, предприятия является диверсификация.
Учителю очень важно, с одной стороны, формировать у обучающихся грамотное владение терминологией, но, с другой стороны, ещё важнее формировать понимание сути явлений и процессов.
Сложное слово «диверсификация» необходимо связать с народной мудростью «не храни все яйца в одной корзине», а затем ответить на вопросы: какие корзины для хранения можно использовать, сколько корзин для хранения должно быть в одной семье и т. п. Связав понятие «корзина для хранения сбережений» с термином «объект инвестирования», необходимо рассматривать виды активов, финансовых инструментов, в которые семья может вкладывать свои сбережения или свободные денежные средства.
Обрати внимание!
Особое внимание необходимо уделить тому, какие из активов относятся к высокорисковым, а какие — к низкорисковым, что позволит в дальнейшем ответить на вопрос, какие финансовые инструменты необходимо выбрать инвестору, если он реализует агрессивную или консервативную стратегию инвестирования.
Одной из значимых тем в рамках курса «Основы финансовой грамотности» является тема, посвящённая финансовым пирамидам.
Несмотря на то, что многие в России потеряли свои сбережения в финансовых пирамидах \(90\)-х годов, этот вопрос по-прежнему остаётся актуальным.
Меняя форму, изменяя названия и выходя в сеть Интернет, финансовые пирамиды не меняются по своей сути: выплачивают средства «старым» вкладчикам за счёт средств вновь привлечённых вкладчиков, поэтому так важно знать признаки финансовых пирамид.
Особое внимание необходимо обратить учителю на вопросы, связанные с виртуальными ловушками в сети Интернет.
 
Обрати внимание!
Хотя технический прогресс позволяет придумывать всё новые способы мошенничества, в большинстве своём это модификации, связанные с фишингом, фармингом, скандинавским аукционом и моделью «семи кошельков». При изучении темы учитель должен обращать внимание обучающихся не на заучивание англоязычных терминов, а на необходимость надёжного хранения платёжных реквизитов, использования надёжных паролей и лицензионного программного обеспечения.
Пример:
в ходе изучения данной подтемы можно предложить обучающимся подготовить выступления, посвящённые наиболее известным финансовым пирамидам (как отечественным, так и зарубежным) и их краху.
Таким образом, изучение темы «Риски и финансовая безопасность» позволит сформировать целостное представление о финансовых рисках и мерах по их предотвращению или снижению. Одними из важных направлений снижения финансовых рисков являются планирование семейного бюджета и формирование денежного запаса безопасности. Знание инструментов инвестирования и их характеристик (таких как уровень риска, срок инвестирования и доходность) позволит освоить основы формирования инвестиционного портфеля, рассматривая виды активов, финансовых инструментов, в которые семья может вкладывать свои сбережения или свободные денежные средства.