Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Тема «Возможности пенсионного накопления» не менее значима, чем другие темы курса.
 
Формирование пенсионных накоплений является важной составляющей жизни каждого человека, и чем раньше каждый начнёт задумываться об этом, тем увереннее он будет чувствовать себя при выходе на пенсию.
В связи с этим тема имеет огромную практическую значимость для учащихся.
 
Учащиеся получат полное представление о возможностях и формах пенсионного накопления.
 
Обрати внимание!
В дополнение к рассматриваемому теоретическому материалу можно дать учащимся творческое задание, чтобы они узнали у своих родственников о том, какой у них трудовой стаж, как это отражено в трудовой книжке, какой размер пенсионных взносов уплачивает или уплачивал их работодатель, каков реальный размер текущей пенсии, которую они получают.
 
Научатся принимать осознанное решение при выборе варианта пенсионного обеспечения, рассчитывать и контролировать расчёт будущей пенсии, узнают о том, что делать, если пенсионные права не учтены или учтены не в полном объеме, смогут оценить необходимость выбора НПФ, смены НПФ на УК или условия перехода из одного НПФ в другой. Учащиеся будут знать несколько простых шагов к достойной пенсии.
 
Изучение темы необходимо начать с формирования у учащихся представления о том, что такое «пенсия», как работает пенсионная система, и какие уровни она включает.
 
Обрати внимание!
Для наиболее детальной проработки материала можно провести фронтальный опрос учащихся по основным понятиям и положениям рассматриваемой темы.

Учащимся необходимо понимать, что основную часть пенсионных взносов вносит за него работодатель, поэтому, если человек не работает или не устроен официально, размер его пенсии при достижении пенсионного возраста будет минимален.
Обрати внимание!
Подтверждением того, что человек стал застрахованным лицом в системе ОПС, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования — зелёная пластиковая или ламинированная карточка.
Пенсионный фонд Российской Федерации проводит регистрацию в системе ОПС всех россиян, включая детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Учащиеся должны знать, что СНИЛС присваивается один раз на всю жизнь.
 
Обрати внимание!
В качестве практического задания можно предложить учащимся узнать свой СНИЛС и уточнить наличие соответствующей карточки.
 
Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, от чего зависит размер страховой пенсии по старости. Рассказать, как формируются пенсионные накопления, и какую роль играют негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании.
 
Обрати внимание!
Для поддержания интереса учащихся к рассматриваемому материалу можно дать групповое задание на сравнение различных вариантов управления средствами пенсионных накоплений (например, выбор из нескольких НПФ или УК) с целью выбора наиболее привлекательного варианта с инвестиционной точки зрения. Задание позволит закрепить изученный ранее материал по тематике.
 
Учащиеся должны знать, как формируется страховая пенсия по старости с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые начисляются за каждый год трудовой деятельности.
В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель платит за своего сотрудника в ПФР по установленному государственному тарифу.
Обрати внимание!
Таким образом, на этом этапе обучения учащиеся получают информацию об основных формах и возможностях пенсионного обеспечения.
Информация представлена в полном объёме, однако написана доступным для учащихся языком. Это позволяет уже на данном этапе готовить учащихся к взрослой жизни, раскрывая для них особенности пенсионной системы и формируя понимание личной ответственности за пенсионное обеспечение.
Материал представлен таким образом, чтобы каждый учащийся в результате прохождения данной темы получил представление о том, как функционирует пенсионная система, какие бывают виды пенсий, зачем нужно получать СНИЛС, а также понимал, что сам несёт ответственность за формирование своей будущей пенсии и может влиять на её будущую величину.
 
Обрати внимание!
Для расширения кругозора учащихся можно использовать ресурс http://www.pfrf.ru и в режиме онлайн с помощью пенсионного калькулятора рассчитать размер страховой пенсии или сумму пенсионного балла при заданных учителем параметрах.

Теоретический и практический материал поможет учителю подготовить учащихся к взрослой, самостоятельной жизни, предостеречь их от ошибочных действий, могущих сократить размер их финансового обеспечения после выхода на пенсию.
Обрати внимание!
По результатам изучения темы учащие должны иметь полное представление о пенсионной системе, возможностях и способах пенсионного накопления. Учащиеся также смогут решать практические задачи, которые пригодятся им в дальнейшем.