Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей». 
Портал проекта: вашифинансы.рф

Теория:

Индивидуальный (персонифицированный) учёт — это организация и ведение учёта сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с \(2002\) года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей его трудовой жизни.
Обрати внимание!
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учёта ПФР.
В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчёта пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь — о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии и количестве заработанных пенсионных баллов.
 
Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах его работодателей в пенсионную систему поступают в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения.
 
Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.
 
Пенсионный фонд Российской Федерации проводит регистрацию в системе ОПС всех россиян, включая детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
 
С момента регистрации ПФР открывает гражданину индивидуальный лицевой счёт со страховым номером — СНИЛС.
Страховое свидетельство (зелёная карточка) — это документ, подтверждающий регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
В страховом свидетельстве указаны:
  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • пол;
  • дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;
  • страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
       
i.jpg
  
Для чего нужен СНИЛС?
  • для формирования пенсии;
  • для получения государственных льгот;
  • для получения государственных услуг в электронной форме;
  • для сокращения количества документов при получении государственных услуг.
Как формируется СНИЛС
При регистрации человека в Пенсионном фонде на него открывается индивидуальный лицевой счёт. Этому счёту присваивается уникальный номер, который называется страховой номер индивидуального лицевого счёта, т. е. СНИЛС.
 
Присвоение страхового номера носит технологический характер, и упрощает порядок учёта сведений, и ускоряет процедуру назначения трудовых пенсий.
 
СНИЛС присваивается один раз на всю жизнь.
Где бы человек ни работал, СНИЛС сопровождает его на всей территории России.
 
Не нужно получать ещё один СНИЛС, если вы переехали в другой город, потеряли карточку или сменили фамилию.
Обрати внимание!
Страховое свидетельство, являющееся носителем номера индивидуального лицевого счёта гражданина, не имеет срока действия и подлежит замене только в том случае, если гражданин сменил какие-либо персональные данные (например, фамилию). В этом случае (а также в случае утраты или утери свидетельства) оно подлежит замене, при этом номер лицевого счёта, указанный на нём, остаётся прежним.
Личные данные, указанные на «зелёной карточке», должны соответствовать данным паспорта, поэтому при смене фамилии необходимо поменять страховое свидетельство на новое. Для этого в Пенсионный фонд России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания подаётся (через работодателя или лично) заявление об обмене страхового свидетельства. Прежнее страховое свидетельство прикладывается к заявлению. Все изменения отражаются на индивидуальном лицевом счёте гражданина, и ему выдаётся страховое свидетельство с тем же СНИЛС, но с изменённой фамилией.
 
А вот саму «зелёную карточку» можно и потерять. Если случилась такая неприятность, восстановить свидетельство просто.
 
Если вы работаете, обратитесь в отдел кадров с заявлением о выдаче дубликата. Если вы относитесь к категории самозанятого населения (индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус и т. д.), обратитесь в Пенсионный фонд России по месту своей регистрации в качестве страхователя с заявлением о выдаче дубликата. Неработающие граждане должны подать заявление о восстановлении «зелёной карточки» в Пенсионный фонд России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания.
 
В течение месяца со дня обращения гражданина или работодателя на основании данных индивидуального лицевого счёта будет выдан дубликат страхового свидетельства.
 
Сегодня СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан в информационном обмене всех федеральных и региональных ведомств России, а также номером универсальной электронной карты гражданина, с помощью которой можно будет получать услуги в системе пенсионного и социального обеспечения. Эта карта в дальнейшем избавит от использования многих документов, в том числе медицинского полиса, ИНН, пенсионного свидетельства и других. На карту будут начисляться пособия, и по ней будут предоставляться льготы.
Обрати внимание!
Страховой номер индивидуального лицевого счёта является уникальным и принадлежит только одному человеку. Страховое свидетельство необходимо при устройстве на работу, заключении трудового договора или договора подряда.
Гражданину необходимо предъявить работодателю страховое свидетельство для того, чтобы он предоставлял индивидуальные сведения на работника в Пенсионный фонд. Эта информация в дальнейшем попадает на лицевые счета граждан.
Индивидуальный лицевой счёт хранится в ПФР в течение всей жизни застрахованного лица, а сведения, содержащиеся в нём, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством РФ.
Страховое свидетельство также необходимо при получении различных социальных выплат и компенсаций, при получении сертификата на материнский капитал, при получении родового сертификата и в других случаях.
Оформление СНИЛС
Если ранее человек никогда не получал страховое свидетельство, то оформить его могут при устройстве на работу, для этого необходимо заполнить анкету. Работодатель передаёт её в территориальный орган ПФР, затем в Пенсионном фонде открывается лицевой счёт и изготавливается страховое свидетельство, которое работодатель и отдаёт своему работнику.
 
Получить страховое свидетельство можно и самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.
СНИЛС и Единый портал государственных услуг
Последнее время многие граждане через Интернет пользуются услугами Единого портала государственных услуг.
Единый портал государственных и муниципальных услуг — это федеральная государственная информационная система, которая обеспечивает доступ к сведениям о государственных и муниципальных услугах и позволяет получить их в электронном виде.
Для того чтобы зарегистрироваться на Портале, необходимо на сайте заполнить анкету, одним из обязательных реквизитов в которой является СНИЛС. Поэтому, если у человека ещё нет страхового свидетельства, то и получить услугу в электронном виде он не сможет.