Теория:

При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.
Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.
Пример:
«И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда, туески да коробаВСЁ было разрисовано цветами, рыбами, птицами» (Н. Соротокина).
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.
Пример:
«Все эти ЛЮДИ: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы» (А. Куприн).
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.
Пример:
«Ни в поле, ни в лесу — НИГДЕ не мог он обрести покоя».
Знаки препинания при обобщающих словах
Двоеточие ставится:
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.
Пример:
«Утром ВСЁ хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский)»;
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении.
Пример:
«Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха...» (В. Обручев).
Обрати внимание!
Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и т. д., если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в таких случаях отсутствует характерная для обобщающих слов предупреждающая пауза).
Пример:
«Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге».
Тире ставится:
1) если обобщающее слово находится после однородных членов.
Пример:
«Пётр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нравы ВСЁ это давало хороший материал для книги» (К. Паустовский);
2) если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (при этом отсутствует предупреждающая пауза).
Пример:
«ВСЁ ОКРУЖАЮЩЕЕ — заборы, дома, деревья — в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра» (М. Горький).
Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.
Пример:
«Ему /Чичикову/ подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный...» (Н. Гоголь).
Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним  ставится  тире, а после него — запятая.
Пример:
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали — словом, ВСЁ как нужно» (Н. Гоголь).
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то после обобщающего слова перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.
Пример:
«И ВСЁ вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух сияло от низкого вечернего солнца» (И. Бунин).
Обрати внимание!
Если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов).
Пример:
«Всё ИМУЩЕСТВО: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одеждавсё, что находилось в лодке, погибло» (В. Арсеньев).
Источники:
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10–11 классы. Учебник. — М.: 2011. — с. 261–263.