Теория:

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
 
К. Паустовский.
Любой язык состоит из множества слов. Изучать язык, не зная слов, нельзя.
Слово — это единица языка, которая называет понятия (душа), предметы (табурет), лица (девочка), действия (читать), состояния (скучно), признаки (светлый), оценки (хорошо).
Все слова русского языка образуют его словарный состав, или лексику.
Лексика — от греч. lexis «слово, выражение».
Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется лексикологией.
Слово — центральная значимая единица языка.
Внешняя оболочка слова — звуковая, а внутренняя оболочка — это смысл этого слова.
Из слов строятся словосочетания и предложения.
 
Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение.
  
Слово
Лексическое значение
Грамматическое значение
 Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание словаФорма слова, которая определяется по его окончанию
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсерЧасть суши, окружённая со всех сторон водойИмя существительное \(2\)-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе
Река ЗАРОСЛА камышомПокрыться какой-либо растительностьюГлагол в прошедшем времени, женском роде, единственном числе
 
Лексическое значение слова объясняется (толкуется) в толковых словарях русского языка.
Словарь В. И. Даля:
КОЗА — домашнее животное, из разряда жвачных, причисляемое к мелкому домашнему скоту.
 
С. И. Ожегов:
КОЗА — рогатое жвачное животное с длинной прямой шерстью.
Сегодня мы чаще обращаемся к «Словарю русского языка»  Сергея Ивановича Ожегова.
Способы толкования лексического значения слова
 Способ 1. Изображение предмета (рисунок, фотография...).
РАДУГА — загруженное.jpg
 
Способ 2. Перечисление признаков предмета (действия).
Пример:
РАДУГА, -и; ж.
Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде.
Способ 3. Подбор синонимов.
Пример:
БОЛТЛИВЫЙ — говорливый, многоречивый, многоглаголивый, неугомонный, разговорчивый, словообильный...
Способ 4. Включение в толкование однокоренных слов.
Пример:
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ — выражающий вопрос.
Однозначные и многозначные слова
Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными.
Пример:
ТРОЛЛЕЙБУС, -а; м. Вид городского безрельсового транспорта, многоместная машина с электрической тягой.
Слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми не потеряна смысловая связь, называются многозначными.
Пример:
ЛАПА, -ы; ж. 1. Ступня или вся нога у животных и птиц. 2. Ветвь хвойного дерева.
В толковом словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения многозначного слова помещаются в одной и той же статье толкового словаря и нумеруются подряд.
Пример:
КОТЕЛОК, -лка; м. 1. Уменьш. небольшой котёл. 2. Твёрдая мужская шляпа с округлой тульей и небольшими полями.
Правильно понять лексическое значение многозначного слова можно в его сочетании с другими словами или в предложении.
Пример:
слово УРОК — многозначное. Разные значения этого слова раскрываются в сочетаниях: УРОК русского языка; пора садиться за УРОКИ; это послужит тебе хорошим УРОКОМ.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение — это первоначальное, исходное значение слова.
Пример:
слово ЗВЕЗДА в своём прямом, первичном значении обозначает небесное тело, которое ночью видится как яркая, светящаяся точка: «В небе сияли ЗВЁЗДЫ».
Переносное значение — вторичное значение, возникшее на основе прямого.
Наименование может быть перенесено по сходству (метафора) или по смежности (метонимия).
Пример:
слово ЗВЕЗДА имеет переносное значение: яркий, выдающийся, известный человек — ЗВЕЗДА экрана.
В словарях переносное значение слово идёт с пометкой перен.
Прямое значение слова часто можно определить без сочетания с другими словами, переносное значение раскрывается только в словосочетании и предложении.
Пример:
чистый воздух, чистая рубашка, чистый взгляд.
Слова — средства художественной выразительности
Эпитет — это образное использование прилагательного или наречия.
Пример:
«Мёртвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожжённых елей ряд»
Ф. Тютчев.
 
«Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля»
Ф. Тютчев.
Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным, ярким, подчёркивает индивидуальный признак предмета, явления, действия.
 
Эпитеты, встречающиеся в произведениях устного народного творчества, называются постоянными.
Пример:
«Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли...
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как чёрна ворона...»
Метафора — это перенос значения слова с одного предмета (признака, действия) на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.
Пример:
так, детство можно назвать утром или весной жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку начало: жизни, суток, года.
Метафора украшает речь, делает её более красочной и яркой. 
Олицетворение — это изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пример:
«О чём ты воешь, ветер ночной,
О чём так сетуешь безумно?»
 
Ф. Тютчев.
Обрати внимание!
Каждое из этих художественных средств выразительности основано на переносном значении слова!
Пример:
очень часто в одном слове соединяются несколько художественных средств выразительности:
«Лиловый букет удивлённых фиалок
Похож на лиловый закат...»
Удивлённые (фиалки) — олицетворение \(+\) эпитет.
Источники:
Быстрова Е. А., Кибирева Л. В., Гостева Ю. Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с.
Гаврилина М., Пиель Е. «Русский язык. Теория». Экспериментальный учебник для 5–9 классов. 1997. — 393 с.