Теория:

События и процессы, относящиеся к Древнему Междуречью и Вавилонскому царству
Слово «Месопотамия» с древнегреческого переводится как «междуречье», именно так называли долину, расположенную в долине двух крупных рек: Тигра и Евфрата. Почвы Месопотамии были столь же плодородными, как и в Древнем Египте, Тигр и Евфрат удобряли земли илом во время своего разлива так же, как и Нил. В отличие от Нила реки Междуречья были очень непредсказуемыми, особенно Тигр, разливы которого могли уничтожать целые деревни. Чтобы бороться со всем этим, жители Междуречья создавали развитую сеть каналов, делая окружающую территорию более пригодной для земледелия.
 
В Междуречье практически не было гор и лесов, а значит, камень и дерево оставались для местных жителей недоступными, зато почвы были не только болотистыми, но и глинистыми, поэтому основным строительным материалом шумеров были кирпичи, которые изготавливали из глины. Кирпичными были самые крупные шумерские города: Ур, Урук и Лагаш. Люди в этих городах занимались не только земледелием. Богатых урожаев хватало, чтобы обеспечить работу многочисленных ремесленников, чьи изделия отправлялись в другие страны в обмен на столь ценные для шумеров древесину и камень.
 
Строительство зиккуратов
Центром любого города в Месопотамии был храм, который гордо возвышался над низенькими домиками большинства простых жителей. Жители Междуречья называли их зиккуратами, то есть вершинами. Зиккурат строился из глины, как и остальные здания. Храмы были ступенчатыми, словно лестница в небо, к богам. Однако в зиккуратах не только поклонялись богам, но и занимались астрономическими вычислениями. Жители Месопотамии верили, что движение звёзд оказывает влияние на жизнь человека.
 
В центре городов Месопотамии всегда находился храм. Одним из главных богов был бог Солнца Шамаш. Также он считался богом правды. Люди верили, что именно Шамаш вручает царю Вавилона право повелевать людьми на земле.
 
Одной из основных заслуг Хаммурапи стало создание первого известного нам единого сборника законов. Законы Хаммурапи были выбиты на большой стеле из чёрного камня. На самой вершине находилось изображение самого царя, которому бог солнца и правды Шамаш вручает право повелевать людьми на земле. Большинство законов Хаммурапи основаны на принципе Талиона, согласно которому наказание должно буквально соответствовать вреду, причинённому потерпевшему. Но далеко не все граждане Вавилона были равны перед законом. Раб воспринимался не как человек, а как собственность, и законы в отношении него были соответствующими.
 
Самым могущественным царём Вавилона был Хаммурапи, который правил с \(1792\) года до н. э. по \(1750\) год до н. э. Именно он превратил небольшое государство в могущественное царство, подчинившее себе всё Двуречье. Установив власть над Междуречьем, Хаммурапи укрепил все города и развернул там грандиозное строительство храмов. Он приказал вырыть новые каналы, обеспечившие жителям щедрые урожаи. Один из каналов так и назывался «Хаммурапи — изобилие для народа». Особенное внимание царь уделял правосудию. Он активно боролся со взяточниками, порой лично разбирал дела своих чиновников.
 
Шумерам, как и остальным древним народам, понадобилась письменность для ведения документов. В Междуречье было очень много глины. На мягком и податливом материале очень легко писать, а обожжённая глина становится очень прочной. Рисовать иероглифы на глине не очень удобно, поэтому шумеры постепенно сменили рисунки на клинообразные значки, из-за этого их письменность носит название «клинопись». Выучиться клинописи было довольно трудно, поэтому грамотными были совсем немногие жители Междуречья, в основном те, кому это было нужно по роду занятий: чиновники и жрецы.
 
Правление Валтасара
Валтасар — последний вавилонский царь. Когда царь Кир осадил Вавилон, царь и его приближённые устраивали весёлые пиры. На одном из пиров гости пили вино из драгоценных сосудов, отобранных вавилонянами у покорённых народов, были там и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. Валтасар прославлял вавилонских богов. Но вдруг показалась человеческая рука, охваченная пламенем, и медленно стала писать на стене какие-то слова. Вавилонские мудрецы не сумели прочитать надпись. Тогда, по совету царицы, позвали старого пророка, который смог прочесть надпись. Она гласила: «Мене — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень лёгким; упарсин — разделено царство твоё и отдано чужеземцам». В эту же самую ночь Вавилон был взят, а Валтасар и его придворные — убиты. Выражение «пир Валтасара» стало символом веселья перед смертью. Страну разорили захватчики, наступили голод и разруха.
 
Висячие сады царицы Семирамиды
О Висячих садах Семирамиды известно как об одном из Семи чудес света. Считается, что их построил для своей жены, принцессы Амитис, правитель Вавилона царь Навуходоносор \(II\) в \(VI\) веке до н. э. Царица выросла в горной местности и в жарком пыльном Вавилоне очень скучала по своей родине. Чтобы её утешить, царь приказал строить из глины гигантские сады. Это сооружение не сохранилось до наших дней. По сохранившимся древним описаниям сады состояли из \(4\) ярусов, на каждом из которых были посажены деревья, кустарники и цветы. Специальные рабы постоянно качали воду из Евфрата, чтобы поливать растения. Но царица Семирамида жила почти на \(200\) лет раньше Навуходоносора. Почему сады связывают с её именем, непонятно.
 
Благодаря клинописи до нас дошло одно из древнейших произведений мировой литературы — «Эпос о Гильгамеше». Это произведение о шумерском царе Урука, который был столь силён, что даже осмеливался не почитать богов. В ответ на это они послали Гильгамешу равного ему воина — Энкиду. В долгой битве герои не смогли выявить сильнейшего и решили совершать подвиги вместе.
 
Почвы Месопотамии были столь же плодородными, как и в Древнем Египте. В отличие от Нила реки Междуречья были очень непредсказуемыми, особенно Тигр, разливы которого могли уничтожать целые деревни. Бывало, что реки сливались, и тогда вся местность превращалась в одно сплошное болото. Поэтому уже в глубокой древности в Междуречье возникли мифы о всемирном потопе.