Теория:

(\(1\)) У С. И. Грибкова начал свою художественную карьеру Н. И. Струнников, поступивший к нему в ученики четырнадцатилетним мальчиком. (\(2\)) Так же, как и все, был «на побегушках», был маляром, тёр краски, мыл кисти, а по вечерам учился рисовать с натуры. (\(3\)) Раз С. И. Грибков послал ученика Струнникова к антиквару за Калужской заставой реставрировать какую-то старую картину.

\((4)\) В это время к нему приехал П. М. Третьяков покупать портрет архимандрита Феофана работы Тропинина. (\(5\)) Увидав П. М. Третьякова, антиквар бросился снимать с него шубу и галоши, а когда они вошли в комнату, то схватил работавшего над картиной Струнникова и давай его наклонять к полу:
— Кланяйся в ноги, на колени перед ним. (\(6\)) Ты знаешь, кто это?
(\(7\)) Н. И. Струнников в недоумении упирался, но П. М. Третьяков его выручил, подал ему руку и сказал:
— Здравствуйте, молодой художник!
(\(8\)) Портрет Тропинина П. М. Третьяков купил тут же за четыреста рублей, а антиквар, когда ушёл П. М. Третьяков, заметался по комнате и заскулил:
— А-ах, продешевил, а-ах, продешевил!
(\(9\)) Н. И. Струнников, сын крестьянина, пришёл в город без копейки в кармане и добился своего не легко.

(\(10\)) Тяжела была жизнь начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни.
(\(11\)) Легче других выбивались на дорогу, как тогда говорили, «люди в крахмальных воротничках». (\(12\)) У таких заводились знакомства, которые нужно было поддерживать, а для этого надо было быть хорошо воспитанным и образованным.

(\(13\)) Воспитание в детстве было получить негде, а образование Училище живописи не давало, программа общеобразовательных предметов была слаба, да и смотрели на образование, как на пустяки, — были уверены, что художнику нужна только кисть, а образование — вещь второстепенная.

(\(14\)) Это ошибочное мнение укоренилось прочно, и художников образованных в то время почти не было. (\(15\)) Чудно копирует природу, даёт живые портреты — и ладно. (\(16\)) Уменья мало-мальски прилично держать себя добыть негде. (\(17\)) Полное презрение ко всякому приличному обществу — «крахмальным воротничкам» — и вместе — к образованию. (\(18\)) До образования ли, до наук ли таким художникам было, когда нет ни квартиры, ни платья, когда из сапог пальцы смотрят, а штаны такие, что приходится задом к стене поворачиваться? (\(19\)) Мог ли в таком костюме пойти художник в богатый дом писать портрет, хотя мог написать лучше другого?.. (\(20\)) А таких были сотни, погибавших без средств и всякой поддержки.

(\(21\)) Только немногим удавалось завоевать своё место в жизни.
( По В. А. Гиляровскому*)
 
* Владимир Алексеевич Гиляровский (\(1855\)–\(1935\)) — русский и советский писатель, поэт, журналист, краевед Москвы. Его произведение «Москва и москвичи» повествует о богатой истории нашей столицы.