Готовимся к ОГЭ по русскому языку: задания 2–3

Мы продолжаем цикл материалов, посвящённых подготовке к ОГЭ по русскому языку. В прошлой статье мы рассказали, как справиться с изложением. Переходим к тестовой части и сегодня разберёмся с первой частью теста — заданиями ОГЭ 2–3. 

По сравнению с прошлыми годами количество заданий стало меньше: теперь в тестовой части их всего семь, но они стали сложнее. За каждое упражнение можно получить максимум по одному баллу. Обрати внимание, что в некоторых заданиях может быть как один, так и несколько правильных ответов! Во втором случае задание засчитывается как выполненное, только если отмечены все правильные варианты ответов — «половинок» баллов не предусмотрено.

Задание 2 — синтаксический анализ

Обычно в этом задании приводится пять утверждений, из которых нужно выбрать правильные. Это как раз тот случай, когда может быть несколько вариантов ответа, так что будь начеку.

Что требуется: уметь находить грамматические основы, отличать односоставные предложения от двусоставных, простые — от сложных, сложносочинённые — от сложноподчинённых, разбираться в видах подчинения придаточных и условиях обособления.

Типичные ошибки

«Я неправильно посчитал количество грамматических основ», потому что:

а) принял деепричастие за глагол.

Помни, что грамматическую основу составляют только главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Деепричастие в грамматическую основу входить не может!

Сидя на подоконниках, разведчики смотрят на нас.

В этом примере грамматическая основа — «разведчики смотрят», деепричастие записывать не надо. 
На всякий случай напоминаем: деепричастие отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?» (решая, решив). Повторить тему «Деепричастие» можно здесь

б) Решил, что однородные члены относятся к разным грамматическим основам…

Однородные члены относятся к ОДНОЙ грамматической основе, поэтому не считай их за разные. Их может быть сколько угодно, даже десять, но количество основ от этого не изменится.

Все на него смотрели, смеялись, подмигивали и махали руками.

В данном случае к одной грамматической основе относятся целых четыре сказуемых, но основ от этого больше не становится.

в) И наоборот: решил, что разные грамматические основы являются однородными членами.

На палубе корабля играл на гитаре Аркадий, танцевал Максим, читала стихи Вера.

Часто путаются и в таких простых примерах, потому что предложения, построенные по одному типу, воспринимаются как однородные члены. Но это не так. В этом случае три разных человека выполняют три действия, поэтому у нас три грамматических основы.

Потренироваться можно, например, здесь:

 

г) Не нашёл «скрытое» сказуемое. 

Иногда сказуемое «прячется», из-за чего кажется, что перед нами однородные члены.

Маше нравился цирк, Соне — зоопарк.

В этом примере две грамматические основы: «цирк нравился», «зоопарк (нравился)».

Вспомнить тему «Неполные предложения» можно в этом разделе

Разобраться со всеми тонкостями выполнения задания ОГЭ 2 поможет онлайн-тренажёр «ЯКласс». В одном упражнении можно повторить сразу несколько тем и отработать навык решения.

Задание 3 — пунктуационный анализ

В этом задании нужно расставить запятые в одном или нескольких предложениях. 

Что требуется: определять границы простых предложений в составе сложных, находить однородные члены, правильно выделять причастные и деепричастные обороты, видеть обращения и вводные слова. 

Типичные ошибки

  1. Не обособлены вводные слова.
    Во-первых, например, допустим.
  2. Лишние запятые при обстоятельствах. 
    Вчера [запятая] мы ходили в зоопарк.
  3. Стоит запятая в сложном предложении с общим однородным членом. 
    По улице шли люди [запятая] и мчались автомобили.
  4. Стоит запятая между однородными придаточными. 
    Мне нравится ярмарка, которая проводится по субботам [запятая] и на которой мы были на прошлой неделе.
  5. Стоит запятая между однородными членами, если в предложении несколько «и». 
    Мы читали книги [запятая] и журналы [запятая] и писали эссе [запятая] и конспекты. Такие предложения смешиваются со случаями, когда «и» стоит при цепочке однородных членов, где нужна запятая (Мы ели и яблоки, и груши, и апельсины).
  6. Смешение вводных и невводных слов. Некоторые слова могут употребляться и как вводные (тогда они требуют постановки запятой), и как полноправные члены предложения (тогда запятая не нужна). 
    Например, «однако» может быть коварным и являться как союзом, так и вводным словом. Если «однако» можно заменить «но», то перед тобой союз и запятая здесь не нужна.
    Ему хотелось остаться. Однако уже было поздно. («Однако» = «но», так что запятая не ставится.) Или: Ему хотелось остаться, однако уже было поздно. (Тут запятая ставится, потому что она нужна и перед «но».) Мне пора, однако, домой. («Однако» не получается заменить на «но», поэтому нужно обособить его в середине предложения.)
    Другой пример: Вообще, предлагаю пойти домой. («Вообще» = «вообще говоря», вводное.) Ему было вообще всё равно. («Вообще» = «совсем», не вводное.)

Для проверки на «вводность» нужно подумать, является ли слово членом предложения, то есть задать к нему вопросы от других слов. Если это получается сделать, то слово не вводное.

Отличный тренажёр, который поможет научиться правильно ставить знаки препинания, — задание «Пунктуационный диктант». Здесь можно отработать сразу несколько правил, а «шаги решения» подскажут правильный алгоритм, если была допущена ошибка.  

 

Решать задания ОГЭ

 

Анна Шустова

 

Итак, мы справились с первыми двумя заданиями из тестовой части ОГЭ. Впереди ещё пять — с ними мы разберёмся в новых статьях. А пока регистрируйся на новый стрим «ЯКласс» — 17 февраля в 15:00 МСК вместе с ЯКлассным учителем мы в прямом эфире проработаем задание ОГЭ 3.

опубликовано: