Готовимся к ОГЭ по русскому языку:  задания 4-5

Февраль подходит к концу, а это значит, что ОГЭ всё ближе. Продолжаем разбираться с тестовой частью экзамена: в первой статье мы писали, как выполнять задания 2 и 3, теперь пришло время заданий 4 и 5. 

Задание 4 — синтаксический анализ

Это задание тоже посвящено синтаксическому анализу, но не предложения, а словосочетания.
Что нужно: помнить про СУП! СУП — это типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. 

Теория из раздела «ОГЭ» на «ЯКласс», задание 4   

Например, «коробка из дерева» (управление) нужно заменить согласованием — «деревянная коробка». На самом деле это одно из самых простых заданий! 

Ты даже можешь поиграть с друзьями в игру «СУП»: подготовьте некоторое количество словосочетаний, а потом меняйте типы связи. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно поменял все типы связи в словосочетаниях.

Сложные случаи:

  1. притяжательное местоимение + существительное. 
    Рассмотрим два словосочетания: «голубой цветок» и «его цветок». В первом случае перед нами согласование, так как в этом типе связи предполагается одинаковое изменение обоих слов (голубой цветок — голубого цветка — голубому цветку). А во втором — примыкание, так как притяжательное местоимение не склоняется (его цветок — его цветка — его цветку). 
  2. Глагол + личное местоимение. 
    А вот сочетания с личными местоимениями (вижу его) — это уже управление.
  3. Числительное + существительное. 
    Тип связи ещё может зависеть от одушевлённости существительного. В сочетании слов типа «две берёзы» (с неодушевлённым существительным) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, в остальных — согласуется с ним. А в случаях типа «две девочки» (с одушевлёнными существительными) управление наблюдается только в именительном падеже, а в остальных падежах будет согласование.

Чтобы отработать эту тему, воспользуйся онлайн-тренажёрами ОГЭ на «ЯКласс» (входят в функционал Я+). Например, задание «Словосочетания-синонимы» помогает развить языковую зоркость. 

Или поработай с целыми предложениями — в задании тебе нужно найти все словосочетания с определённым типом связи. Такой формат работы чуть сложнее, потому что, прежде чем определить, что перед тобой (согласование, управление или примыкание), надо ещё найти словосочетания. 

Задание 5 — орфографический анализ

В этом задании приводится пять объяснений написания слов. Нужно выбрать только правильные варианты.

Что нужно: знать слитное и раздельное написание частей речи (особенно наречий!), -Н- и -НН- в причастиях, приставку пол-, приставки на согласный, чередующиеся гласные и согласные, суффиксы существительных, окончания глаголов, мягкий знак в глаголах, приставки пре- и при-.

Сложные случаи:

1) написание с приставкой пол-. Пол- обычно пишется слитно (полбатона), за исключением трёх случаев, когда требуется дефис: 

а) с буквой Л (пол-лимона);
б) с гласной (пол-арбуза);
в) с прописной (пол-Москвы).

2) Пре-/при-. Сложные случаи бывают связаны с этими приставками. Тут нужно смотреть на значение, потому что бывают почти одинаковые слова, которые различаются одной гласной. 
Например, приставка при- обычно употребляется в значении «чуть-чуть» (притворить дверь), а пре- — в значении «пере-» (выражение «претворить в жизнь» означает, что задуманное ПЕРЕходит в жизнь).
Повторить эту тему можно в курсе русского языка: здесь ты найдёшь и теорию, и задания для отработки.

3) Приставка на согласный. При написании приставок на согласный всегда обращай внимание на следующий за ней звук, потому что именно от него зависит, что будет писаться в приставке. Есть приставка рас-/раз-, которая зависит именно от согласного: расставить (глухой + глухой) или раззадорить (звонкий + звонкий).
И не забудь, что приставки з- не существует! В варианте ОГЭ этот случай будет сформулирован, скорее всего, так: «Правописание приставки не определяется правилом (является исключением)».  
4) -Н- и -НН- в причастиях. Написание причастий — случай, который особенно ярко демонстрирует, что русский язык велик и могуч. «Жареная картошка» пишется с одной Н, но если пожарить её с грибами, то уже с двумя — «жаренная с грибами картошка», потому что появляется зависимое слово.
5) Слитное и раздельное написание НЕ. Этот момент вызывает много затруднений, но ничего сложного тут на самом деле нет. 
Глаголы с НЕ пишутся всегда раздельно (не пришёл), за исключением случаев, когда без НЕ не употребляются (ненавидеть, невзлюбить, негодовать). 
НЕ с существительными пишется слитно, если можно заменить синонимом (недруг = враг, неправда = ложь), что бывает чаще всего. А раздельно пишется НЕ с существительными при противопоставлении (не друг, а враг). 
С прилагательными зависимость та же: «нехороший» = «плохой», но «не хороший, а плохой». 
С причастиями немного сложнее: в целом принципы такие же, как у прилагательных, но нужно смотреть на смысл и другие слова в предложении. Опять в игру вступает зависимое слово. Представь, что зависимое слово — это заборчик между НЕ и причастием. Взгляни на этот пример: непрочитанная книга/не [заборчик] прочитанная вовремя книга.

Повторить основную теорию и выполнить задания для отработки тем ты можешь в разделе «Русский язык». А отработать навык решения экзаменационных задач можно с онлайн-тренажёрами ОГЭ.

 

Подготовиться к экзамену

 

опубликовано: