Цифровые образовательные ресурсы плотно вошли в практику преподавателей по всей России, и если учесть опыт дистанционного обучения, понятно, что стоит включить освоенные сервисы в привычный учебный процесс. На очередном вебинаре мы попросили наших активных пользователей из школы №8 посёлка Новосмолинский Нижегородской области, директора Ирину Владиславовну Васильеву и учителей Татьяну Васильевну Мельничук и Ирину Сергеевну Лобову, рассказать о том, как корректно отразить использование «ЯКласс» в рабочей программе. Эти советы пригодятся и для проведения родительского собрания, на котором вы можете рассказать родителям о ресурсе.
Почему важно прописать использование ЦОР
Итак, за время карантина вы наверняка изучили не один цифровой ресурс, который можно использовать при организации дистанционного обучения, и некоторые из них оказались полезными для учёбы в обычном режиме. Современные стандарты образования требуют от учителей развивать собственную ИКТ-компетентность и цифровые навыки учеников, да и в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» напрямую указано, что учитель «выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы», а также оценивает учеников современными методами «в условиях информационно-коммуникационных технологий». Так что прописать ЦОР в своих рабочих планах — значит продемонстрировать соблюдение этих требований. И не забываем, что программа — это, по сути, проект педагогической деятельности учителя: стоит заранее продумать и зафиксировать, какие ресурсы и каким образом вы будете использовать, чтобы в дальнейшем упростить себе процесс организации урока.
Сервис «ЯКласс» предлагает цифровые инструменты разных форматов. Например, пользователи без подписки «Я+» могут задействовать задания и дидактические материалы во фронтальной работе, включив режим презентации. Опытные пользователи «Я+» создают на «ЯКласс» целые онлайн-курсы, совмещая готовые задания с собственными разработками.
«ЯКласс» в пояснительной записке
Согласно ФГОС, структура рабочей программы учебных предметов и курсов должна включать планируемые результаты, содержание курса и подробное тематическое планирование. Как показывает практика, не лишним будет добавить в структуру ещё два пункта: пояснительную записку и описание учебно-методического обеспечения. Во-первых, на основе пояснительной записки готовится аннотация программы для сайта школы. Во-вторых, описание учебно-методического обеспечения и общее пояснение позволяют ёмко продемонстрировать цифровизацию учебного процесса на ваших уроках.
Пример включения нашего сервиса в пояснительную записку:
…На основе данной рабочей программы создан завершённый курс уроков на ЦОР «ЯКласс» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программой основного общего образования (ПООП ООО) и с учётом требований и специфики ЦОР «ЯКласс».
Содержание рабочей программы учитывает и отражает специфику ЦОР «ЯКласс» как одного из современных образовательных ресурсов, имеющихся в арсенале педагога основной школы, направленного на совершенствование образовательного процесса. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход…
Учителя также рекомендуют указывать в списке нормативных документов, на основе которых разработан курс, Госпрограмму РФ «Развитие образования». В рамках неё реализуются такие проекты, как «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Современная школа», которые предусматривают использование цифровых сервисов.
«ЯКласс» в планируемых образовательных результатах
Неотъемлемой частью современных школьных программ стали универсальные учебные действия (ученик научится / ученик получит возможность научиться): предметные, метапредметные и личностные. Приведём примеры, как можно прописать использование нашего сервиса в данном разделе.
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы навыки:
- сотрудничества со взрослыми и сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в условиях обучения с использованием ДОТ на базе ЦОР «ЯКласс»;
- целеустремлённости при выполнении заданий с использованием цифровых образовательных ресурсов «ЯКласс».
Метапредметные УУД (регулятивные)
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе в условиях обучения с использованием ДОТ на базе ЦОР «ЯКласс»;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели, в том числе в условиях обучения с использованием ДОТ на базе ЦОР «ЯКласс».
Метапредметные УУД (познавательные)
Обучающийся научится:
- осуществлять информационный поиск на основе предложенных в рамках ЦОР «ЯКласс» материалов: текстов, иллюстраций, учебных материалов, в энциклопедиях, справочниках, учебных пособиях — и ставить на их основе новые учебно-познавательные задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе представленную в учебных материалах ЦОР «ЯКласс».
Метапредметные УУД (коммуникативные)
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, как в рамках традиционной классно-урочной системы, так и в условиях обучения с использованием ДОТ на базе ЦОР «ЯКласс».
Не обязательно вдаваться в подробности в основной части рабочей программы. Расписать подобным образом использование цифровых ресурсов можно и в тематическом планировании.
«ЯКласс» в тематическом планировании
Существуют разные варианты, как отразить использование «ЯКласс» в таблице-плане урока. Приведём подходящие для этого графы.
- «Элементы содержания», подграфа «Электронные платформы». Например: ЦОР «ЯКласс» (+ ссылка).
- «Планируемые результаты». Например: ученик научится <…> осуществлять информационный поиск на основе предложенных в рамках ЦОР «ЯКласс» материалов и ставить на их основе новые учебно-познавательные задачи.
- «Ресурсы». Например: презентация ЦОР «ЯКласс» (+ ссылка).
- «Вид контроля». Например: тренировочная работа ЦОР «ЯКласс» (+ ссылка) / экспресс-задание для самостоятельной проверки учащихся ЦОР «ЯКласс» (+ ссылка).
- «Домашнее задание». Например: выполнить работу ЦОР «ЯКласс» (+ ссылка).
Здесь вы можете скачать фрагмент тематического планирования (Математика, 6 класс), предоставленный педагогом Татьяной Васильевной Мельничук.
Разумеется, есть много способов указать использование «ЯКласс» в тематическом планировании. Если в результатах урока вы напишете, что школьник научится заполнять учебные базы данных, искать информацию и критически оценивать найденную информацию, то это уже объяснит, почему «ЯКласс» указан в ресурсах или в форме контроля. Для графы «Домашнее задание» на нашем сайте представлены как базовые, так и усложнённые и творческие упражнения.
ЦОР в законе «Об образовании РФ» и других юридических актах
Закон «Об образовании Российской федерации», по которому живёт современная школа, во многих своих пунктах прямо или косвенно подводит к использованию цифровых ресурсов в практике учителя. И речь идёт не только о статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Так, например, в статье 15, посвящённой сетевым формам работы, говорится, что школа может использовать для расширения своих возможностей несколько организаций – а «ЯКласс» как раз прекрасно подходит в качестве дополнительного партнёра, ресурса для проверки результатов того или иного проекта. Также «ЯКласс» помогает учителям и администраторам реализовать инновационную и экспериментальную деятельность (статья 20), проводить промежуточные аттестации (статья 58), организовать обучение для детей с ограниченными возможностями (статья 79) и т.д. Требования в статье 44, о правах и обязанностях родителей, могут выполняться через родительский аккаунт нашего сервиса, позволяющего контролировать процесс обучения отдельного ребёнка.
Если обратиться к Профессиональному стандарту педагога, то можно заметить, что все перечисленные в нём трудовые действия так или иначе сопряжены с возможностями «ЯКласс»: например, формирование мотивации к обучению на нашем сервисе осуществляется через рейтинговую систему, а объективная проверка знаний производится через тесты с индивидуальными вариантами работы, исключающими возможность списывания.
Чтобы легализовать использование цифровых ресурсов в свой школе не только на федеральном, но и на локальном уровне, имеет смысл внести соответствующие уточнения в устав и другие документы, вроде программы развития образовательной организации и положении о ликвидации академических задолженностей.
Полную версию вебинара вы можете посмотреть здесь.
Хотите узнать больше? На нашем сайте вы можете легко зарегистрироваться на предстоящие вебинары и онлайн-конференции по самым актуальным темам образования. Общайтесь с коллегами в режиме реального времени! Каждый участник прямого эфира получает именной сертификат.