В последнее время стремительно развиваются новые образовательные технологии, которые позволяют внести разнообразие в учебный процесс, повысить качество обучения, учесть индивидуальные способности обучающегося и выстроить качественно новую учебную программу. Смешанное обучение — одна из таких прогрессивных педагогических технологий, которая использует преимущества очного и электронного обучения и во многом компенсирует недостатки каждого из них.
На конференции «Уроки дистанта — на урок» вместе с Анфисой Владимировной Шоломицкой, методистом ГБОУ Школы № 2094 г. Москвы, экспертом Ассоциации смешанного обучения России, мы попробовали разобраться, в чём различия смешанного обучения и традиционного классического урока и какие существуют модели организации смешанного обучения при условии классно-урочной системы.
Смешанное и традиционное обучение — различия
Особенности традиционного классического урока — знаниевый подход, при котором роль учителя является на уроке самой активной: он хранитель и «транслятор» информации. Учащийся при этом действует по заданному образцу, или алгоритму, воспроизводя полученные от учителя знания. Во время такого урока основное время затрачивается на формирование учебных навыков и поддержание дисциплины, используется одинаковая образовательная траектория для всех обучающихся. Этот подход долгое время был единственным, так как не существовало других источников информации, не считая книг, и ресурсов, позволяющих трансформировать формат обучения во что-то иное.
Способ мышления современных детей сильно отличается от подхода предыдущих поколений. Они уже хотят не только получать и воспроизводить готовые знания, но и проявлять свои творческие способности на уроке. На смену знаниевому подходу пришёл деятельностный, при котором позиция ученика становится более активной, роль учителя — не назидательной и доминирующей, а консультирующей и наставнической, при этом наряду с традиционными технологиями используются инновационные, которые позволяют соединять очное и дистанционное обучение. При таком смешанном обучении упор делается на формирование навыков самостоятельной или групповой работы, взаимопомощи и коммуникации. Происходит интеграция опыта обучения с учителем и онлайн-обучения, что позволяет выстраивать персональный образовательный маршрут ученика.
Использование цифровых образовательных ресурсов — неотъемлемая и важная составляющая смешанного обучения, которая решает проблемы непрерывности образования и повышения уровня технологической грамотности. К тому же, например, как это происходит на «ЯКласс», при решении заданий процесс их оценки автоматизирован и абсолютно объективен.
Модели реализации смешанного обучения
Мы выяснили, что при смешанном обучении у школьников формируется особый тип мировоззрения, предполагающий самостоятельность, целеполагание, умение учиться, развитие критического мышления. Школьник при соответствующей поддержке педагога непроизвольно совершает учебные действия, которые приводят от знания через понимание к практике, затем к анализу, синтезу и оценочным суждениям.
В условиях традиционной классно-урочной системы смешанное обучение реализуется в таких распространенных формах, как перевёрнутый класс, ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель. Что же они собой представляют?
1. Ротация станций, или смена рабочих зон, требует минимального количества компьютеров или планшетов и умения учителя организовать групповую работу. Дети делятся на три группы, каждая из которых работает в своей части класса: зона работы с учителем — объяснение основного материала или его демонстрация на интерактивной доске; проектная зона — работа в группах, использование исследовательских заданий или решение проблемных вопросов; станция онлайн-обучения — работа на компьютерах или планшетах с онлайн-ресурсами, такими как, например, ЦОР «ЯКласс». В течение урока группы перемещаются так, чтобы побывать на всех станциях в соответствии с маршрутным листом, выданным детям заранее. Ученикам необходимо привыкнуть переходить в другую рабочую зону, для чего желательно регулярно повторять данную форму урока. Для своевременной смены рабочей зоны можно вывести таймер на доску или использовать сигнал светофора. Состав групп меняется от урока к уроку в зависимости от педагогической задачи. С учётом подготовленности и опыта класса в работе с данной моделью смешанного обучения может быть выделена четвёртая группа для самостоятельной работы.
2. Перевёрнутый класс (или перевёрнутое обучение). Школьники самостоятельно знакомятся с новым материалом и повторяют знакомые темы, в том числе в онлайн-среде в ходе самостоятельной работы на электронных устройствах, а закрепление и актуализация полученных знаний происходит в классе в интерактивной форме. Это может быть семинар, ролевая игра, квест, проектная деятельность. Учитель имеет возможность уйти от фронтальной работы в классе, разнообразить свой урок интересными интерактивными заданиями, обсудить изученное и уделить время практическим задачам. Во время традиционного урока ученики часто бывают невнимательными, пропускают или не понимают объяснение учителя, при перевёрнутом обучении у школьника возрастает доля ответственности за подготовку и проработку материала, он затрачивает на изучение темы столько времени, сколько ему требуется, чтобы её понять. Дети чаще разговаривают с учителем и друг с другом, поскольку вся теория уходит на дом, перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Учитель тратит меньше усилий на ретрансляцию знаний, и у него появляется больше времени на то, чтобы научить детей анализировать, оценивать или создавать что-то новое. Перевёрнутый класс перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, направляет его в русло практического применения полученных навыков. В этом помогают онлайн-ресурсы и тренажёры, которые позволяют сразу же проверить усвоение материала учащимися. Например, на «ЯКласс» учителю приходит статистика о том, сколько времени занимался ученик, сколько раз он выполнял задание (сколько попыток сделал), где более успешен, что нужно повторить.
3. Ротация лабораторий предполагает проведение нескольких занятий в традиционном классе с применением фронтальной работы, а после занятий ученики переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя и закрепляя знания. Отличие от модели ротации станций в том, что в ротации лабораторий дети обучаются не только в пределах одного помещения и одного занятия, а перемещаются для онлайн-обучения в другой кабинет (лабораторию), в том числе после серии занятий в классе.
4. Гибкая модель основана на составлении индивидуального учебного плана для небольших групп обучающихся или каждого школьника, что предполагает вовлечение в учебный процесс всего педагогического коллектива, высокий уровень самостоятельности ученика, мотивации к обучению, личной ответственности и контроля за своим обучением.
Современная школа уже не может игнорировать индивидуальные учебные потребности школьника. Существующая практика применения смешанного обучения в школе показывает, что соблюсти интересы каждого обучающегося возможно. В этом учителю и самому ученику помогает цифровой образовательный контент — приложения, электронные учебники, видеоматериалы, онлайн-ресурсы. При творческом подходе учителя к проектированию программы с сохранением баланса в использовании цифровых ресурсов и традиционного обучения урок превращается в сотрудничество педагога и ученика.
Полную версию онлайн-конференции вы можете посмотреть здесь.
Хотите узнать больше? На нашем сайте вы можете легко зарегистрироваться на предстоящие вебинары и онлайн-конференции по самым актуальным темам образования. Общайтесь с коллегами в режиме реального времени! Каждый участник прямого эфира получает именной сертификат.