Кибератаки в условиях дистанционного обучения: как обезопасить ребёнка

В 2020 году сфера образования рискует подвергнуться кибератаке не меньше, чем финансовые организации. По данным Ростелекома, количество кибератак на образовательные сервисы и онлайн-дневники в этом году выросло в 5,5 раз. 
На нашей онлайн-конференции по кибербезопасности директор по развитию Ростелеком-Solar Олег Седов рассказал, какие угрозы стоят перед современными родителями и школьниками, как можно обезопасить детей и что делать, если ребёнок подвергся кибератаке.

Первое, что важно понять: причина не в самих образовательных платформах, а в нагрузке на них. За последние полгода мы прошли тот путь к цифровизации, для которого в других условиях понадобилось бы 5–6 лет. И, как следствие, появились определённые риски. 
Жертвой кибератаки может стать как сам школьник, так и его родитель. 
Представьте ситуацию: злоумышленники отправляют авторитетному родителю от имени ребёнка срочное сообщение с пометкой «папа, срочно посмотри». В письме содержится вредоносная ссылка. Родитель кликает — получает троян — вся компания идёт крахом.

Также никто, к сожалению, не защищён от риска стать жертвой кибербуллинга — травли в интернете. Так что же с этим делать?

Есть отличный способ — поговорить

Пообщайтесь с ребёнком за чаем. Смоделируйте разные ситуации, с которыми он может столкнуться, обсудите, что делать, если вдруг что-то случилось. Например:

  • что делать, если тебе пришло странное письмо от какого-то странного друга в интернете? Как ты будешь реагировать?
  • Что делать, если тебя куда-то приглашают? Почему нельзя на это вестись?
  • Кому ты пойдёшь жаловаться, кому и как ты будешь сообщать? Как ты будешь доказывать?

Проговорите, какие могут быть последствия, объясните, что все переписки нужно сохранять. Если не получится, обращайтесь к специалистам — консультантам по кибербезопасности.
То же самое относится и к кибербуллингу. К тому, что подобное может случиться, ребёнка нужно подготовить — это лучше, чем потом идти к психологу и делать попытки вернуться к нормальной жизни. 
Основные инструменты для безопасного использования интернета:

  • закрытые ссылки;
  • родительский контроль.

Однако крайне важно мотивировать ребёнка личным примером и проводить с ним профилактические беседы. Имейте в виду, что разговоры про кибергигиену уместны с 11–12 лет, когда ребёнок уже начинает понимать, как обойти родительский контроль. 


Статистика говорит о том, что только 33 % времени ребёнок проводит на ресурсах, связанных с образовательным контентом. Всё остальное уходит на соцсети, развлечения, покупки. 

Мотивируйте ребёнка собственным примером

Сейчас многие считают, что современные дети не читают книг. Но в семьях, где принято читать и обсуждать прочитанное, всё обстоит иначе, и там детей постепенно втягивают в чтение — собственным примером. Разговаривайте с ребёнком, интересуйтесь, что он прочитал, что интересного нашёл. Учите его оценивать качество информации. Интернет ведь точно так же служит источником информации, которую мы дальше оцениваем. 

Как нас взламывают

  1. Широковещательно (фишинг, социальная инженерия, зловреды на сайтах, утечки без паролей).
  2. Прицельно (брутфорс аккаунтов, заражённые флешки, взлом через наших близких, физический доступ к устройству).
  3. По вине нашей беспечности (самостоятельно раскрыли конфиденциальную информацию или не защитили её должным образом).

Мифы о «цифровых бедняках»

Люди часто думают, что никому не интересны, что у них нечего красть, что интерес представляют только селебрити. Но мы забываем, что существует ещё и цифровое богатство:

  • деньги электронные;
  • бонусы. Кроме банковских карт у вас в кошельке наверняка есть бонусные и скидочные карты, карты лояльности и так далее. А теперь представьте ситуацию: вы собрались лететь в отпуск. И у вас были накоплены бонусы «Аэрофлота». Однако их кто-то украл, при этом лететь всё равно надо. Значит, придётся компенсировать потерю этих бонусов лишними расходами, а это уже реальные деньги;
  • персональные и медицинские данные;
  • репутация и аккаунты в социальных сетях. Фейковый аккаунт могут завести на ваше имя, а это, как следствие, повлияет на репутацию. Интернет не только помнит, но и делает всё доступным;
  • переписка. Вырванная из контекста фраза может быть использована против вас и ваших друзей;
  • персональные цифровые коллекции (хоть бы даже ссылки или фильмы — это ведь тоже потери) и виртуальные вещи;
  • контакты и заметки;
  • домены (сайты);
  • цифровые ресурсы (Wi-Fi, место в облачном хранилище и т. д.);
  • цифровая техника (телефон, компьютер и прочая умная электроника), автомобиль, умный дом.

Мы повсюду оставляем цифровые следы

За нами следят приложения в телефоне, мы случайно попадаем на чужие селфи, поисковики запоминают наши маршруты. 
Цифровые следы бывают двух видов: активные и пассивные.

Активные цифровые следы — это то, что люди делают сами. Это публикации в соцсетях, комментарии, фотографии и т. д. Своей активностью пользователь может управлять, то есть осознанно формировать свой цифровой образ. 
Пассивные цифровые следы — это то, что компьютер записывает автоматически (IP-адрес, история посещений сайтов, геолокация и прочее).
Если на первое мы можем повлиять, самостоятельно решая, что писать, размещать или загружать, то со вторым гораздо сложнее. Маловероятно, что мы можем быть активным пользователем приложения и постоянно контролировать, какие данные оно записывает. 
Бояться цифровой тени не стоит — современный человек уже давно оставляет подобный след, это теперь естественная часть нашей жизни. 
Полную версию выступления Олега Седова вы можете посмотреть здесь.  

Хотите узнать больше? На нашем сайте вы можете легко зарегистрироваться на предстоящие вебинары и онлайн-конференции по самым актуальным темам образования. Общайтесь с коллегами в режиме реального времени! Каждый участник прямого эфира получает именной сертификат.

 

Зарегистрироваться на новые вебинары

 

опубликовано: