Можно ли достичь равенства учеников в современной школе

Индивидуализация при работе с учениками персонально и в классе — две разницы, но есть нечто общее. Можно ли добиться индивидуального подхода и обеспечить равенство в массовой школе? В проблеме разобралась Юлия Дмитриевна Аликина, учитель математики МАОУ Гимназия № 210 «Корифей» (Екатеринбург). 

Мы всё время говорим о равенстве, о том, что образовательные успехи не должны зависеть от того, в какой семье растёт ребёнок. Но будем честны, существует ли равенство в школьном образовании реально, а не в красивых отчётах? 

Внедрение цифровых технологий всегда рассматривалось как новый инструмент достижения равенства через индивидуализацию обучения. Сегодня же все боятся, что вместо очной школы мы получим онлайн-резервации «для бедных». Традиционное образование станет доступным только для платёжеспособной элиты.

Честно говоря, я не верю в эти страшилки. Предпосылок к кардинальному изменению существующей системы нет, меры все временные, и онлайн-образование не ставит своей целью «свергнуть» учителя. «Цифра» только помогает разгрузить педагога и высвободить время для творчества и взаимодействия с детьми. Просто для этого необходимо желание разобраться.

Желание нужно и для того, чтобы построить свою цифровую экосистему, основанную на идеях персонализации, которая действительно может если и не решить проблему неравенства, но хотя бы сгладить её.

Вот несколько реальных примеров:

  • дети могут решать задания удалённо, над ними никто не будет смеяться, если что-то пойдёт не так;
  • можно решать задание несколько раз, чтобы получить желаемый результат;
  • получить обратную связь от учителя в письменной форме проще: педагог может сконцентрироваться, его не будут отвлекать другие школьники и учителя, вокруг не будет шума и гама школьных коридоров;
  • те, кто преуспевает по школьной программе, могут решать более интересные и сложные задания, возможно даже олимпиадного уровня;
  • использование разноуровневого контента позволяет создать «ситуацию успеха»;
  • те ребята, кто пропустил урок по болезни, не отстанут, а останутся на одной волне с одноклассниками.

В школу я пришла недавно — два года назад после окончания педагогического университета. К сожалению, в вузе не было предметов, которые готовили студентов к цифровой реальности. Мне просто повезло, так как я ещё в школьные годы занималась в компьютерной школе. Плюс со второго курса работала репетитором, как в онлайн-формате, так и очно. 

Возможно, именно опыт репетиторства привёл меня к пониманию, что старый принцип «Я все знаю — делай как я» должен быть заменен на «Я помогу тебе сделать самому». Учитель становится наставником, который направляет ученика и помогает ему двигаться в изучении материала в своём темпе. 

Когда я работала репетитором, всегда спрашивала учеников, чего им не хватает в школе. И каждый раз слышала один и тот же ответ: «Мало часов, мы не успеваем понять, учитель бежит с материалом галопом по Европам». Отсюда и появляется спрос на индивидуальные занятия. Именно они помогают ребёнку не только понять материал материал, но и почувствовать, что внимание сконцентрировано на его персоне. 

Но как в массовой школе прийти к такому же успеху? Мне кажется, что ответ очевиден: стараться применять «цифру» на уроках, в домашних заданиях или проектных работах, находя золотую середину между ней и традиционным подходом.

Например, на уроках геометрии мы часто делаем чертежи, но не все дети могут грамотно их прочитать. В этом случае удобнее использовать уже готовую картинку с чертежом на слайде и 3D-моделью, которая поможет лучше воспроизвести задание. На уроках математики в 5-6 классе мы иногда смотрим математические мультфильмы, и дети запоминают материал лучше после таких интерактивных вставок, нежели просто при работе с учебником и рабочей тетрадью.

Индивидуализация возможна и без компьютеров. Например, когда приходит время писать самостоятельную работу, я указываю уровень сложности заданий: А — задания на «3», «B» — на «4», и «С» — «5». Такой способ выполнения работ использовала ещё моя учительница математики. Однако если раньше она сама назначала каждому, какой уровень заданий необходимо выполнить, то я не ставлю таких условий перед детьми — они выбирают сами. На мой взгляд, ранжирование и предоставление выбора даёт возможность самому ученику научиться адекватно оценивать свои силы, что очень полезно и в дальнейшей жизни. 

С онлайн-платформами построить индивидуализированное обучение ещё удобнее. Наша школа, например, коллективно использует «ЯКласс». Поэтому часто использую его для составления разноуровневых заданий. Удобство и в том, что можно создавать домашние задания, добавляя в них не только задачи по конкретной теме, но и, например, тренажёры для подготовки к ВПР или ЕГЭ

Ещё один удобный инструмент для индивидуального подхода — ТОПы. Ребёнок может видеть своё место в рейтинге класса, школы, города. И здесь речь не о соревновательном моменте, а о вовлечении ученика в управление собственной успеваемостью. Выполнив две проверочные, которые учитель сделал специально для него, ребёнок видит, что поднялся в ТОПе на строчку. Это даёт дополнительный стимул продолжать стараться. 

Пока готовишь очередной урок с использованием различных ЭОР, «ЯКласс» сам проверяет задания и определяет процент выполнения работы. Для меня это очень важно, так как я работаю в процентной системе выставления отметок. Мне остаётся лишь перенести полученные данные в электронный журнал. Кроме того, баллы отображаются в таблице, и не нужно анализировать и прописывать, какие задания вызвали наибольшее затруднение — мне надо только сделать акцент на этих задачах и разобрать их вместе с учениками. 

Цифровизация — не плохо и не хорошо. Просто это реальность, в которой живём мы и наши дети. Взрослый человек должен показывать пример, как надо шагать в ногу со временем, чтобы оставаться интересным для своих учеников.

 

Выдать задания ученикам

 

 

Об авторе: Аликина Юлия Дмитриевна,
учитель математики МАОУ Гимназия № 210 «Корифей» (Екатеринбург)
 

опубликовано: