Инклюзия в школе

Пандемия коронавируса и массовый режим самоизоляции не только кардинально изменили наш образ жизни, но и обнажили многие проблемы, о которых раньше все предпочитали молчать. Одна из них — положение в обществе людей с ограниченными возможностями. 
Вчера, 3 декабря, отмечался Международный день инвалидов. Это событие  организовано по инициативе ООН. В этом году его тема — «На пути к инклюзивному и устойчивому миру после пандемии с учётом потребностей инвалидов»

Инклюзия: что это и зачем она нужна?

Инклюзивное образование предполагает равенство учебных возможностей для всех людей, независимо от их физических, психических и интеллектуальных особенностей. Это относится в том числе и к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзия нужна, чтобы ВСЕ люди без исключения имели доступ к образованию. С помощью такого подхода для детей с особыми потребностями создают безбарьерную неагрессивную учебную среду, в которой они получают образование и профессиональную подготовку. 

Однако инклюзия нужна не только детям с ОВЗ, но и обществу в целом. Развивая такие инициативы, сам социум становится лучше, потому что заботится обо всех своих членах, поддерживает равноправие и гарантирует безопасность и лучшее качество жизни наиболее уязвимым слоям населения. Она нужна и обычным людям, в том числе простым школьникам. Так они учатся понимать ценность жизни, здоровья и взаимного уважения, поддерживать окружающих и заботиться о них. 
Сущность инклюзивного образования сводится к нескольким простым принципам:

  1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся прогресс скорее должен выражаться в том, что они могут делать чем в том, что не могут.

Особенности жизни детей с ОВЗ

С переходом на дистанционное обучение все ребята, привыкшие посещать школу и вести активную социальную жизнь, оказались в положении, в котором ребёнок с ограниченными возможностями живёт постоянно, и поняли, как тяжело этим 10 %: мир для многих из них ограничен только экраном ноутбука, а выход на улицу сопряжён с огромными сложностями. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ есть определённые особенности жизни.

  1. Низкая потребность в коммуникации: из-за проблем со здоровьем дети часто не могут или не хотят общаться с другими людьми, причём как со сверстниками, так и со взрослыми.
  2. Социальная изолированность: опять же, из-за своих особенностей дети лишены общения с ровесниками, потому что большую часть времени проводят дома и взаимодействуют только с очень узким кругом лиц.
  3. Несформированность пространственных представлений: детям с ОВЗ бывает трудно даже выйти на улицу, не говоря уж о том, чтобы добраться до школы или на другой конец города. Из-за этого страдает способность ориентироваться в пространстве.
  4. Снижение познавательной активности и учебной мотивации: дети с особыми потребностями из-за имеющихся нарушений сосредоточены на себе и своих проблемах со здоровьем, что неудивительно, и обычно учёба даётся им с трудом.
  5. Низкая работоспособность, быстрая утомляемость и рассеянное внимание: то, что кажется простым для обычного человека, становится настоящим испытанием для детей с ОВЗ. Например, ребёнку с ДЦП требуется 35 минут, чтобы написать слово «спасибо».

Виды образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и возможность использования их в обычной школе

Существует несколько образовательных возможностей для детей с ОВЗ:

  1. обучение на дому. Часто это самый простой вариант, но тогда родителям приходится брать на себя полную ответственность за обучение ребёнка, а он попадает в социальную изоляцию от сверстников.
  2. Специальный интернат. Во многих государствах, в том числе в России, существуют образовательные учреждения для детей с ОВЗ, где они часто не только учатся, но и живут. Например, в нашей стране распространены специальные коррекционные общеобразовательные школы-интернаты (СКОШИ).  С детьми работают специально подготовленные педагоги, а классы или даже целые учреждения сформированы в соответствии с имеющимися у ребёнка нарушениями: например, слабовидящие учатся отдельно от детей с расстройствами аутистического спектра. Несомненно, у такого подхода есть преимущества, поскольку дети находятся в среде, которая максимально отвечает их потребностям. Однако они опять попадают в определённую изоляцию, оказываются лишены общения с детьми без нарушений, без полноценного взаимодействия с окружающим миром.
  3. Мэйнстриминг. В западных странах часто практикуется такой тип обучения, когда большую часть времени ребёнок с ограниченными возможностями учится на дому, но, например, раз в неделю присутствует на занятиях в обычной школе. Также такая система предполагает, что дети с ОВЗ проводят время со сверстниками, например на праздниках и разных развлекательных мероприятиях. Это помогает создать для них постоянный круг общения. 
  4. Интеграция. Такой подход предусматривает обучение ребёнка с ОВЗ в обычной школе. Плюсом является то, что он сможет общаться с другими ребятами в естественной среде. Однако само пространство и педагоги в таком случае не отвечают его потребностям.
  5. Инклюзия. В отличие от интеграции инклюзия предполагает обучение детей с ОВЗ в обычной школе. Но геометрия и используемые в обучении приёмы переосмысливаются, чтобы соответствовать потребностям всех ребят без исключения.

В России есть множество успешных инициатив, которые помогают внедрять инклюзивное образование:

А) «Ковчег». Первая школа инклюзивного образования открылась ещё в 1990 году в Москве, до сих пор существует и эффективно обучает детей вне зависимости от их психофизических особенностей.
Б) «Доступная среда». Это масштабная государственная программа, которая направлена на повышение качества жизни малоподвижных людей. Участники этой инициативы, например, занимаются переоборудованием школ, чтобы те были доступны для детей с ОВЗ.
В) «Инклюзивная молекула». Это проект, направленный на расширение образовательных возможностей для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Центр социальной поддержки, на базе которого осуществляется эта инициатива, занимается информированием родителей, педагогов и других специалистов о том, как работать с детьми с РАС, а также готовит ребят к обучению в обычных школах.

Анна Шустова

Ключевая идея инклюзии — не изоляция, не создание специальных, пусть даже комфортных, но замкнутых пространств, а абсолютная открытость среды, готовность общества не только принять людей с ОВЗ, но и понять их. В новых материалах мы обязательно будем возвращаться к теме инклюзии: расскажем, как с помощью минимальных трудозатрат организовать комфортную среду, предложим сценарии уроков для классов, в которых учатся дети с ОВЗ, подробно остановимся на теме психологической работы со школьниками.
Мы будем рады, если вы используете материалы статьи для проведения классного часа и расскажете школьникам о детях с ОВЗ. Вместе мы сделаем мир добрее. 

 

опубликовано: