Финальный рывок в работе с тестовой частью ОГЭ! В прошлых материалах мы рассматривали задания 2–3 и 4–5, а теперь переходим к послетекстовым упражнениям.
Задание 6 — анализ содержания текста.
В этом задании приводится достаточно большой текст (объёмом около страницы) и надо определить, какие высказывания соответствуют его содержанию. Это единственное задание, которое не касается собственно правил русского языка. И вроде бы это плюс. Но это упражнение весьма коварно, потому что вопросы бывают с подвохом. Часто либо приводятся очень близкие по смыслу высказывания, либо верна лишь часть информации в предложении, и ты автоматически думаешь, что это правильный ответ.
Чтобы справиться с этим заданием:
- сначала не смотри на утверждения, а просто медленно и вдумчиво прочитай текст;
- затем внимательно прочитай задание;
- прочитай текст ещё раз;
- вычеркни явно неправильные варианты ответа;
- прочитай текст ещё раз;
- напиши правильные варианты ответа;
- если остались сомнения, прочитай текст ещё один раз.
И обязательно(!) внимательно читай условие задания. Иногда в нём просят найти варианты, которые НЕ соответствуют содержанию — очень важно не перепутать.
Задание 7 — анализ средств выразительности.
Это задание касается тропов, или средств выразительности. В нескольких предложениях нужно найти конкретное средство.
Что нужно: знать определения основных средств выразительности (метафора — «пламя революции», олицетворение — «дом смотрел на прохожих пустыми окнами», противопоставление — «у меня есть кот, а не пёс», сравнение — «облака как белые барашки», эпитет — «лазоревое небо») и уметь отличать их друг от друга.
Полезные советы, как определять тропы.
- Эпитет. Пугает слово «эпитет»? Просто запомни, что это красивое, образное определение. Как отличить его от прилагательного? Очень просто. Прилагательное — это обычное определение, на фоне которого эпитет резко выделяется. Сравни: высокое/циклопическое здание.
- Олицетворение. С олицетворением тоже всё очень просто: в этом случае неодушевленный объект как будто становится живым. Машина заревела.
- Сравнение. В этом тропе всегда присутствует слово, которое показывает, что это точно сравнение: «как», «подобно», «будто». Её глаза светились, как звёзды.
- Метафора. С помощью этого средства выразительности два предмета сравниваются на основании общего признака, происходит перенос качества одного предмета на другой без их фактического подобия. Листья рябины горели огнём.
Можно оформить метафору в виде определения — тогда получится эпитет (огненная рябина) — или сравнения (листья рябины горят, как огонь). Или ещё пример: чернила волос (метафора) — чернильные волосы (эпитет) — волосы, как чернила (сравнение). Чтобы лучше понять механизм этих изменений, поиграй с друзьями в игру «Тропы-трансформеры»: запишите несколько метафор, а потом на скорость переделывайте их в эпитеты и сравнения. - Метонимия. Проще говоря, это замена одного предмета другим на основании не подобия (как в метафоре), а физической связи, например близости в пространстве. Часто мы используем их в повседневной жизни, даже не задумываясь: съесть тарелку супа или зал зааплодировал. Ты не тарелку грызёшь, а ешь суп, и хлопает не зал, а зрители.
Задание 8 — лексический анализ.
У этого задания три основные разновидности:
- Поиск фразеологии. Обычно нужно найти устойчивое выражение с определённым значением: «повсюду» = «вдоль и поперёк».
- Замена стилистически окрашенного слова нейтральным. Например, слово «рожа» просят заменить нейтральным = «лицо».
- Поиск слова с определённым значением. Нужно найти слово со значением «подарок» = «презент».
Что нужно: помнить основные фразеологизмы, расширять словарный запас.
Для проработки этого задания можешь пользоваться онлайн-тренажёрами для подготовки к ОГЭ на «ЯКласс». Например, хорошее задание — «Проверь высказывания». Из нескольких предложений нужно выбрать те, в которых указаны верные средства художественной выразительности.
Итак, тестовая часть — это всего 7 вопросов, однако в них удалось объединить множество правил: орфографические, пунктуационные, синтаксические. Также нужно уметь работать с текстом (не пугаться большого объёма и внимательно читать) и искать в нём то, что требуется, например фразеологизмы или грамматическую основу предложения. Хотя список необходимых правил звучит внушительно и пугающе, не бойся — у тебя всё получится, особенно при необходимом количестве тренировок. Помни, тестовая часть любого экзамена — это как спорт: чем больше упражняешься, тем лучше получается. Так что отбрось все страхи — и вперёд, тренироваться!
Чек-лист приёмов для решения любых тестов
- Несколько раз читай задания. Для начала нужно понять смысл задания, для этого прочитай его несколько раз. Часто ученики пропускают такую маленькую и незаметную частицу «не», которая в итоге меняет весь смысл предложения, или неправильно читают похожие слова, например «метафора» и «метонимия».
- Вычёркивай неправильные ответы. При решении заданий, где возможно несколько вариантов (и по-хорошему вообще любых), обязательно вычёркивай неправильные, чтобы случайно не записать их в ответ потом.
- Переписывай предложения. Иногда лучше переписать предложение для анализа целиком. Особенно это важно в заданиях, где нужно расставить знаки препинания и определить грамматическую основу.
- Решай тесты на время. Чтобы отточить этот навык до совершенства, иногда ограничивай время выполнения заданий. Ещё можно проводить своеобразные «марафоны». За 20 минут попробуй решить весь тест, а за 10 — 5 заданий на орфографический анализ. Этот приём поможет тебе побороть волнение на экзамене и не беспокоиться из-за ограниченного времени.
- Тренируйся. Чтобы хорошо справиться с этой частью экзамена, нужно просто натренироваться, решив большое количество тестов. Чем больше вариантов ты сделаешь при подготовке, тем увереннее будешь чувствовать себя в день Х. Тебе помогут онлайн-тренажёры «ЯКласс». У каждого задания есть множество генераций, так что ты можешь отрабатывать каждую тему столько раз, сколько нужно именно тебе.