Как писать научные тексты, чтобы их читали

В одной из прошлых статей мы рассказывали, как создавать тексты для соцсетей. Теперь разбираемся с научными текстами: какими они бывают, чем отличаются и, главное, как их писать.

Если в соцсетях и личной переписке правил почти нет, то при написании научного текста их больше, чем на любом экзамене. Строгость, последовательность, однозначность и, естественно, никакого юмора. Скучно, скажешь ты? Но в науке иначе никак. Неверно расставленные запятые и ошибочно употреблённые термины могут стоить дорого. Например, пишешь ты «координально» вместо «кардинально», а такого слова вообще не существует. Секрет прост: всегда проверяй новые слова и термины, не полагайся на память и интуицию.

Тексты научного стиля: что это, в чём их особенности

Из названия понятно, что используют этот стиль в научных текстах — докладах и рефератах, статьях и лекциях, учебниках, монографиях и диссертациях. 
Научный стиль — один из наиболее ёмких и информативных. Отсутствие в тексте «воды», ясность и однозначность его понимания, логичность и последовательность изложения, отвлечённость и обобщённость — вот наиболее характерные черты стиля. Есть и языковые особенности: обилие терминов, большее по сравнению с обычным текстом использование существительных и меньшее — глаголов, которые часто играют роль связок и не несут особой смысловой нагрузки.

А ещё научному стилю свойственны сложные синтаксические конструкции. Тут и однородные члены с обобщающими словами, и подчинительные союзы, и обилие вводных конструкций, которые здесь, в отличие от обычной речи, оправданны. Поэтому, если соберёшься писать что-то научное, обязательно повтори тему «Осложняющие конструкции».

Если не уверен, что правильно напишешь большое сложное предложение, разбей его на 2–3 более простых. Вместо «Явлением туннельного эффекта для электронов объясняется то, что электрический ток может протекать между металлическим электродом и ионами раствора или между двумя металлами, находящимися в контакте, несмотря на то, что поверхность металла обычно покрыта слоями окисла или загрязнена» можно написать так: «Электрический ток может протекать между металлическим электродом и ионами раствора или между двумя металлами, находящимися в контакте. Благодаря явлению туннельного эффекта ток проходит, даже если поверхность металла покрыта слоями окисла или загрязнена».

У научного стиля есть три подстиля: научно-учебный (таким обычно пишут учебники), научно-популярный (когда сложные вещи объясняют на языке, понятном обычным людям) и научно-технический (книги для специалистов, которые применяют достижения науки на практике — например для инженеров, электриков, механиков). В школе обычно используется не собственно научный стиль, а его лайт-версия — научно-популярный стиль. О нём и поговорим.

Рефераты

Основное назначение реферата — научить тебя правильно оформлять работу. Даже скромный по содержанию реферат выглядит всегда серьёзно: титульный лист, строгие требования к полям, интервалам, размеру и стилю шрифта. Эти требования часто формальны, но приучают к порядку. Помимо оформления для хорошего реферата справедливы принципы, присущие научному стилю вообще: глубина раскрытия темы, логичность и связность изложения. При его написании у тебя будут получаться сложные предложения, поэтому проверяй запятые. Если сомневаешься, загляни в тему «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

От сочинения и других письменных работ реферат отличает опора на источники. Это не поток твоих мыслей на какую-то тему, а изучение и обобщение, анализ и переработка того, что уже было написано и сказано до тебя. Если в литературном тексте куски из чужого произведения — плагиат и не комильфо, то в научном тексте, напротив, недопустимо отсутствие заимствований. Ты обязан ссылаться на авторитеты — работы учёных, исследования, словари, иначе твои тезисы сочтут голословными.
Частая ошибка — не обосновывать вещи, которые кажутся очевидными. Например: «актуальность выбора темы обусловлена кризисным положением экономики страны». Сразу возникают вопросы: что понимается под кризисом? Если стало хуже, то насколько? Если стало хуже, то по сравнению с чем? Хорошее решение — подтверждать тезисы цифрами. Например, «ВВП страны имеет отрицательную динамику на протяжении четырёх последних лет, снизившись в общей сложности на 14 %» звучит гораздо убедительнее, чем абстрактное «кризисное положение экономики».

Соответственно, нужно разобраться в оформлении цитат и сносок, научиться грамотно указывать источники данных, будь то печатные издания или электронные ресурсы. Разработаны целые ГОСТы, в которых чётко прописано всё, что должно быть в оформлении, и всё, чего быть не должно. Структурно реферат обычно состоит из введения, где аргументируют выбор темы и ставят цель, основной части — собственно самой работы, заключения, где формулируют выводы и дают свою оценку, а также списка источников.

Доклады

Доклад — это, по сути, письменный вариант устного выступления. Его чаще всего пишут в научно-популярном стиле. Как правило, текст сопровождается презентацией или другим иллюстративным материалом, который помогает выступающему более наглядно и аргументированно донести свою мысль. Часто, помимо «идеального» текста доклада — как если бы ты сдавал его письменно, — пишется черновой, тезисный план, который передаёт главные мысли, скелет самого доклада, чтобы не упустить ничего важного при выступлении. 

Доклад — не просто пересказ: ты должен знать гораздо больше, чем озвучишь в краткой выжимке за 5–10-минутное выступление, потому что в финале тебя ждут вопросы по теме. Если выступаешь чётко и без запинки, а на вопросы ответить не можешь, то впечатление сразу смазывается и возникает ощущение, что ты бездумно заучил чужой текст.

Частая ошибка — отказ от адаптации текста под устную речь. Неважно, из-за лени или из-за страха что-то перепутать. На слух научный текст воспринимать тяжело: «Явлением туннельного эффекта для электронов объясняется то, что электрический ток может протекать между металлическим электродом и ионами раствора или между двумя металлами, находящимися в контакте, несмотря на то, что поверхность металла обычно покрыта слоями окисла или загрязнена». Это можно сказать проще: «Благодаря туннельному эффекту электрический ток проходит между двумя металлами, даже если их поверхность окислена или загрязнена».

Исследовательские проекты

Если реферат — это чисто теоретическая работа, предполагающая изучение того, что разные учёные выяснили до нас по теме исследования, то в исследовательском проекте есть практическая часть. По сути, это реферат + исследование + доклад, ведь завершив работу над проектом, мы выступаем, защищая его.

Исследовательский проект готовит тебя к будущим курсовым и дипломным работам в колледже или универе. На первом этапе ты делаешь тот же реферат: изучаешь теорию, разбираешься в вопросе и структурированно переписываешь самые важные, на твой взгляд, моменты. Здесь же выдвигаешь гипотезу и цель самостоятельного исследования.

Дальше идёт собственно проектная часть, и здесь важно не увлечься. Опрос, наблюдение или другой способ сбора данных аккуратно документируй. В итоговой работе у тебя должны быть строгие факты, точные цифры. Конечно, ты интерпретируешь их по-своему, сделаешь выводы. Они будут субъективными, с ними можно соглашаться или не соглашаться, а вот с фактами не поспорить.

Когда с теорией и практикой покончено, приходит время доклада. Опираясь на чёткость и логику реферата с проектом, уже можно позволить себе некоторые вольности и лирические отступления, чтобы сделать выступление более ярким и запоминающимся. Главное, чтобы не пострадала точность — это для науки всё-таки важнее. 

При переводе с научного языка на человеческий всегда есть риск допустить речевую или стилистическую ошибку. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию на защите, повтори тему «Речевые жанры». Например, «открытие электрона как частицы принадлежит Э. Вихерту» и «электрон как частица принадлежит Э. Вихерту» — совсем не одно и то же, в отличие от «электрон как частицу открыл Э. Вихерт».

Не забудь придумать связки между отдельными блоками и частями выступления. Структура письменного научного текста придаёт ему чёткость, но лишает плавности переходов, свойственной устной речи. Кроме того, в процессе выступления важно время от времени обращаться к аудитории с фразами-связками типа «вы знаете, что», «наверняка вы слышали, что», «вы согласны, что», чтобы не потерять с ней связь.
 

опубликовано: