Переход на дистанционное образование стал вызовом для современной образовательной системы. Многие педагоги растеряны: то, что раньше было привычным и понятным, в нынешних условиях не работает. Теперь нужно (а многим — с нуля!) выстраивать новую траекторию обучения.
Продолжая цикл материалов для учителей-предметников, мы попросили Марину Юрьевну Фомичёву, учителя физики и астрономии ГБОУ СОШ с. Красный Яр Самарской области, поделиться своим опытом дистанционного обучения и показать коллегам, что всё не так страшно.
Как и все школы региона, наша образовательная организация вместо очного обучения перешла на дистанционное.
У нас уже был опыт подобной работы — с 3 по 15 февраля в школе был карантин из-за вспышки простуд — и он помог быстро и безболезненно организовать работу, когда в этом вновь возникла необходимость. Для меня большим помощником в организации онлайн-обучения стал ресурс «ЯКласс» и видеоуроки, которые можно найти в Сети. Также успешно используется дидактический материал к учебнику Пёрышкина с его тестами самоконтроля.
Работу с «ЯКласс» я начала ещё в октябре 2019. Некоторое время ушло на регистрацию обучающихся. Дети очень быстро ориентируются в подобных вещах, поэтому все, у кого были трудности с входом в личный профиль, находили ответы не только у учителя, но и у одноклассников.
Многим детям такая работа очень понравилась. Естественно, есть недовольные, и, к сожалению, те, кто вообще не приступил к работе на платформе по различным причинам (плохой интернет или полное его отсутствие, отсутствие компьютера).
Когда в 3 четверти возникла необходимость перейти на дистанционный формат, я попросила своих учеников не волноваться, работать спокойно, а главное — регулярно и добросовестно — на «ЯКласс». Конечно, я не ограничиваюсь одной платформой: в электронном дневнике даю понятные и несложные указания (например, изучить параграф учебника и видеоурок), а потом уже предлагаю выполнить задания на «ЯКласс».
Некоторым ребятам сложно работать самостоятельно, они задают вопросы в почте АСУ РСО или современных мессенджерах. Важно показать ученикам, что учитель никуда не пропал — несмотря на удалённую работу, я всегда рядом, готова помочь и объяснить.
Учитывая, что работаем мы в условиях сельской местности и не все подключены к оптоволокну, следовательно, интернет у всех разной скорости, работать с онлайн-трансляциями из кабинета не получилось. А вот потренироваться на ресурсе «ЯКласс» ученик может в удобное для него время самостоятельно. Отправляя работу обучающимся, я увеличиваю число попыток с зачислением лучшего результата, задания в различных классах параллели формирую, исходя из уровня подготовки.
Считаю очень удачной подборку заданий по курсу физики 9 класса для тем, добавленных в новом издании учебника: «Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний», «Дисперсия света. Типы оптических спектров». Многие ребята болели и не смогли вовремя выполнить все задания. С использованием функции «Повторить» стало возможно отправлять задания каждому ребёнку отдельно без особых временных затрат. Тем, кто испытывает затруднения в изучении предмета, даётся большее количество попыток. Например, темы «Радиоактивность как доказательство сложного строения атома. Опыты Резерфорда. Ядерная модель», «Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел», «Радиоактивные превращения атомных ядер», «Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике» мои ученики успешно изучили дистанционно. Подобным образом проработан материал и в 7 и 8 классах. Во всяком случае, я считаю, что все, кто занимался, базу освоили.
Со старшеклассниками (10–11 класс) дело обстоит немного сложнее — на «ЯКласс» заданий для них ещё нет. Здесь работа ведётся с опорой на учебник, видеоуроки, выполнение тестов самоконтроля из дидактического материала Марон А. Е, Марон Е. А. и заданий самостоятельных работ.
Мария Сергеевна Козырева, региональный менеджер ЯКласс в Приволжском федеральном округе: «Работа в сельской школе — это определённый вызов педагогу, потому что необходимо учитывать специфику таких учебных заведений. И цифровые образовательные ресурсы помогают в этой ситуации — благодаря ЯКласс обучение становится непрерывным и равным для всех, плюс у школьников формируется навык самоконтроля.
Если вы тоже преподаёте в образовательном учреждении Самарской области и хотите организовать в своей школе очное и онлайн-обучение возможностям использования ресурса ЯКласс в период дистанционного обучения, свяжитесь со мной: kozyreva@yaklass.ru».
Автор: Марина Юрьевна Фомичёва — учитель физики и астрономии ГБОУ СОШ с. Красный Яр Самарской области.