Лучшие практики «ЯКласс»: модели смешанного обучения

Пандемия изменила взгляд на современное образование: теперь, помимо традиционного очного обучения, всё более популярным становится смешанный формат, при котором учёба «лицом к лицу» дополнена цифровыми ресурсами. В новом выпуске «лучших практик» — разбор моделей смешанного обучения, которые каждый педагог может использовать в своей работе. 

Структура смешанного обучения может варьироваться. Существует множество форм и способов организации этого подхода — Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей, но не все они одинаково эффективны. 

В лучших моделях присутствуют персонализация, развитие личной ответственности за собственное обучение, переход каждого ребёнка к изучению нового материала только после того, как он подтвердит овладение предыдущим. Важную роль в смешанном обучении играет проектная практико-ориентированная работа (не только индивидуальная, но преимущественно коллективная). 

Мы выделим базовые модели внедрения смешанного обучения в школе, которые позволяют достичь максимального результата, — это «ротация станций» и «перевёрнутый класс». 

Модель «Смена рабочих зон, или ротация станций»

«Ротация станций» — одна из самых популярных моделей смешанного обучения, позволяющая ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию. За отведённое учебное время дети успевают поработать с учителем в группе, самостоятельно выполнить задания онлайн, заняться проектной деятельностью, применить свои знания на практике и сотрудничать с другими учениками.

Модель «Ротация станций» даёт возможность проявить самостоятельность и ответственность каждому ученику, обеспечивает дифференцированный подход, развивает навык работы в группе. Она подходит для всех школьников, и её можно использовать уже в конце первого класса. При использовании этой модели важно делить класс на группы не по текущей успеваемости, а по усвоению конкретной темы урока. 

С чего начать подготовку к уроку по модели «Смена рабочих зон»

1. В первую очередь определите для себя, на каком уроке и с какой темой вам и детям было бы интересно работать по группам.
На этапе освоения новой технологии проводить такие уроки каждый день будет непросто. Поэтому лучше запланировать три–четыре урока на одну четверть и затем проанализировать результаты: что у вас получилось реализовать, а что нет и почему, как можно это исправить. Оцените, как отреагировали ваши ученики на новую форму обучения: приняли они её или нет, включились ли в работу сразу, соблюдая заранее оговоренные правила, или нет, получилось ли у них достичь запланированных результатов. 

2. Выбор средств обучения. Определение и анализ планируемых образовательных результатов и формулировка цели урока.

На данном этапе важно понимать, каких результатов (предметных, метапредметных, личностных) могут достичь учащиеся, какие задачи решает дистанционное обучение, какие темы вызывают максимальное затруднение.

При проектировании урока необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн-среде, а какая предназначена для проектной работы. Выберите темы, которые просто освоить в дистанционном формате. Важно сделать материал для самостоятельного овладения максимально интересным. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приёмы работают и в цифровой среде. Игровые технологии и соревновательный момент здесь тоже важны. На «ЯКласс» есть раздел «ТОПы», в котором каждый пользователь (и учитель, и ученик) может посмотреть рейтинг одноклассников, класса и школы. 

Использование данной модели позволяет получить следующие преимущества:

  • повышается мотивация учащихся;
  • появляется возможность индивидуализировать обучение с помощью работы учащихся в малых группах при поддержке учителя;
  • снижается утомляемость благодаря смене деятельности;
  • благодаря работе в группе с последующим обсуждением результатов улучшаются коммуникативные навыки.

Модель «Перевёрнутый класс»

«Перевёрнутый класс» — это модель смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» учебный процесс следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в интернете (самостоятельно проходят теоретический материал), а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и название «перевёрнутый класс»).

В перевёрнутом обучении освоение новой темы начинается с того, что ученик получает домашнее задание и изучает теоретический материал. Но можно ли это сделать с помощью одного только учебника? Вряд ли, потому что зачастую эти тексты мало подходят для самостоятельной работы ребёнка.

Оптимальная форма освоения теории в домашнем задании — небольшие видеоролики. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, или фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для конкретного урока (в расширенном функционале Я+ также есть видеолекции от «ИнтертнетУрок»). Будет ли хорошим вариантом видеозапись объяснения у доски? Возможно и такое. Каждый выбирает для себя ответ сам с учётом специфики предмета и темы.

Для того чтобы ученик мог убедиться в том, что он разобрался с темой, можно непосредственно в видеоролике после объяснения оставить небольшие задания: предложить ученикам поставить видео на паузу, выполнить упражнения и сверить свои решения с ответами, которые предложены тут же.
Как домашнее задание попадёт к ученику? Современный учитель вряд ли выбрал бы такой нетехнологичный путь, как запись ссылки на домашнее задание на доске. Но электронный дневник снимает эту проблему: можно просто разместить ссылки в нём.

Ученикам будет удобнее, если дополнительно собрать материалы в одном месте: на личном сайте учителя, в блоге, в беседе «ВКонтакте» или просто в документе Google. Тогда всё изученное всегда будет перед глазами и в любой момент можно будет легко вернуться к нужной теме.

Модель «перевёрнутый класс» подходит для дистанционного обучения гораздо лучше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д. 

Преимущества «перевёрнутого класса»:

  • экономия времени на уроке;
  • возможность разноуровневого обучения;
  • индивидуальный темп для каждого ученика при освоении теоретического материала;
  • хорошие условия для формирования метапредметных компетенций обучающихся;
  • возможность использовать качественные электронные образовательные ресурсы.

Уже восемь лет мы внедряем практики смешанного обучения в образовательный процесс — 480 тысяч учителей из 39 тысяч школ пользуются нашим ресурсом. Чтобы помочь вам перейти на новый формат обучения без проблем, эксперты «ЯКласс» подготовили подробные методические рекомендации.

  • Общие положения. Что такое смешанное обучение? Почему оно стало ведущим инструментом современного образования? 
  • Модели смешанного обучения: «ротация станций», «перевёрнутый класс».
  • Функции и чек-лист педагога при переходе на смешанное обучение. 
  • Цифровые ресурсы для смешанного обучения: как выбрать, на что обратить внимание.
  • Почему смешанное обучение — это не гибридное обучение? Примеры форм организации образовательного процесса, при которых часть участников находится в школе, а часть — дома. 
  • Полезные ссылки и инструменты «ЯКласс» для смешанного обучения.

 

Скачать рекомендации

 

На основе этих методических рекомендаций вы можете организовать учебный процесс и внедрить в него практики смешанного обучения. 
Если у вас остались вопросы, пожалуйста, напишите на info@yaklass.ru или позвоните по номеру 8 (800) 600-04-15 — специалисты службы поддержки обязательно помогут! 

опубликовано: