Рособрнадзор объявил даты проведения Всероссийских проверочных работ в 2021 году. ВПР для учеников 4–8-х классов пройдут в период с 15 марта по 21 мая, а для выпускников 11-х классов проверочные работы проводятся по решению школы.
Времени осталось не так много, поэтому задача первой важности — определить проблемные зоны, или учебные дефициты, и ликвидировать их, чтобы школьники могли уверенно выйти на финальный этап.
В новом выпуске «лучших практик» мы предлагаем алгоритм преодоления учебных дефицитов и рассказываем, как делегировать большую часть работы «ЯКласс».
Шаг 1. Анализируем результаты ВПР 2020
Чтобы понять, какие темы требуют проработки, изучите результаты ВПР 2020.
Информацию по вашей школе вы можете запросить в учебном отделе, а сводные данные по региону обычно есть у Центра оценки качества образования.
Шаг 2. Выбираем формат работы
На основании полученной статистики выбираем формат работы:
- если учебный дефицит по конкретной теме выявлен более чем у 40 % учащихся, необходима работа со всем классом;
- если учебный дефицит присутствует только у некоторых учеников, подойдёт вариант индивидуально-групповой работы.
При групповой работе вы можете привлекать сильных учеников в качестве помощников. Пусть отличники разъяснят сложные темы отстающим, покажут, как выполнять задания.
Шаг 3. Организуем входную диагностику
Чтобы провести качественную диагностику и получить максимально детализированный результат, организуйте в классе проверочную работу.
На «ЯКласс» есть готовые онлайн-тренажёры ВПР по русскому языку, математике и биологии для 5–8-х классов. Вы также можете создать собственную проверочную работу.
- зайдите в раздел «Проверочные работы», нажмите «Новая работа».
- В поле «Предмет» выберите «Всероссийские проверочные работы», в поле «Обучающая программа» — «ВПР 2021». Если вашего предмета нет в разделе «ВПР» на «ЯКласс», выберите из базы задания, соответствующие содержанию ВПР.
- Вы можете добавить в работу собственные материалы — как теоретические, так и практические. Обратите внимание, что задания могут быть с автоматической и ручной проверкой.
- На этапе настроек задайте необходимые параметры. Вы можете добавить в работу инструкцию и прописать в ней, например, советы по выполнению или отсылки к реальным вариантам ВПР.
По результатам проверочной работы составьте статистику успеваемости и освоения тем.
Ещё один инструмент, который важен на этом этапе, — раздел «Результаты учащихся». В нём вы можете посмотреть данные по конкретному ученику, предмету или теме.
Шаг 4. Используем банк заданий
Чтобы не тратить лишнее время на составление работ и проверку, воспользуйтесь заданиями из базы «ЯКласс».
В разделе «Предметы» есть упражнения по разным темам школьной программы — все они соответствуют требованиям ФГОС.
В каждой теме есть теория, задания, тренировочные тесты, скомпонованные из основного блока заданий, и проверочные работы, скрытые от учеников. Вы можете использовать банк заданий для разных форматов работы.
- Работа всем классом по общему учебному дефициту. Вы можете вызывать учеников к доске по очереди, чтобы они выполняли практические задания. Ученик объясняет ход решения и вводит свой вариант с помощью клавиатуры и мыши, подключённых к компьютеру учителя, после чего нажимает кнопку «Ответить!». Пока один ученик работает у доски, остальные могут решать задание в тетради или в своём аккаунте «ЯКласс» на смартфоне. При этом они не спишут ответы с доски или у соседа — не будет такой возможности.
- Индивидуально-групповая работа. Механика сайта «ЯКласс» позволяет без особых усилий генерировать уникальные варианты проверочных работ для каждого ученика. Кроме того, вы можете учитывать личные особенности каждого. Так, на этапе настроек при создании проверочной работы можно задать разное время выполнения и количество попыток для разных учащихся.
В статье «Как помочь отстающим ученикам» мы рассказывали о разных причинах неуспеваемости и делились методическими рекомендациями по преодолению трудностей.
Шаг 5. Обращаемся к опыту коллег
Методический центр «ЯКласс» регулярно проводит вебинары, на которых ЯКлассные учителя и приглашённые эксперты делятся своим опытом, в том числе и по подготовке к ВПР:
- «Цифровой тренажёр в системной подготовке к ВПР учащихся 4–6-х классов»;
- «ВПР 2020 — как преодолеть учебные дефициты учащихся с помощью ЯКласс»;
- «Спринт-подготовка к ВПР 2020 с "ЯКласс"»;
- «Технология успешной подготовки обучающихся к ВПР в цифровой среде "ЯКласс"».
Также в марте на нашем ресурсе стартуют онлайн-уроки для школьников, посвящённые подготовке к ВПР: в прямом эфире педагоги будут разбирать задания и объяснять сложные моменты.
Шаг 6. Проводим итоговый контроль
На финальном этапе работы необходимо проверить, насколько учащиеся освоили темы и удалось ли преодолеть учебные дефициты.
Для этого сформируйте новую проверочную работу (в конструкторе работ или с помощью готовых вариантов ВПР).
Итоги проведённой работы позволят определить, что делать дальше: назначить дополнительные задания для преодоления дефицита или приступать к ВПР.
Кристина Александровна Митягина, региональный представитель «ЯКласс» в Санкт-Петербурге и Новгородской области: «В прошлом году, когда стало ясно, что пандемия неизбежно повлияет на успеваемость и уровень знаний учащихся, мы запустили спецпроект — массовую подготовку к ВПР в ряде регионов, например в Санкт-Петербурге, Московской области и Бурятии. Целью было помочь педагогам выявить учебные дефициты школьников, проработать и «закрыть» их, чтобы в дальнейшем ученики могли без проблем прийти к сдаче Всероссийских проверочных работ.
С помощью нашего ресурса педагоги проводили подготовку к ВПР, а школьники отрабатывали сложные темы и привыкали к специфическому формату проверочных работ.
В ходе эксперимента учащиеся 7-го класса написали имитационную работу на нашем ресурсе, а уже после этого вышли на реальные ВПР.
Результаты имитационной работы на «ЯКласс»
Кол-во писавших | Получили «5» 45–51 |
Получили «4» 35–44 |
Получили «3» 25–34 |
Получили «2» 0–24 |
Средний балл | Качество знаний |
210 | 23 | 76 | 73 | 38 | 3 | 47% |
Кол-во писавших | Получили «5» 45–51 |
Получили «4» 35–44 |
Получили «3» 25–34 |
Получили «2» 0–24 |
Средний балл | Качество знаний |
210 | 29 | 74 | 85 | 22 | 3 | 49% |
Как мы видим, результаты фактических ВПР оказались даже выше, чем имитационных, что говорит о высоком уровне подготовки и правильном эмоциональном настрое учеников.
Кроме того, был проведён опрос среди учителей и школьников. 66,7 % педагогов отметили, что с помощью «ЯКласс» удалось выявить проблемные зоны и организовать качественную подготовку к ВПР. Опрос учащихся показал, что почти половина из них (48,5 %) считают самым удобным вариантом подготовки сочетание традиционных учебников с инструментами "ЯКласс"».