Лучшие практики «ЯКласс»: возможности сетевой игры

Перед началом нового учебного года особую важность приобретает вопрос мотивации учеников: ни для кого не секрет, что в первые учебные дни (и даже недели) школьники ещё приходят в себя после каникул и не слишком включены в образовательный процесс. Помочь вернуть их в рабочий режим и увлечь поиском новых знаний поможет сетевая игра. 

Педагоги часто сокрушаются из-за того, что школьники слишком много времени проводят с гаджетами в руках и за компьютерными играми. Но как только перед нами встаёт вопрос вовлечения в учёбу, мы сразу вспоминаем о преимуществах игровых механик. 

Игры в образовании становятся всё более популярными, потому что и педагоги, и ученики устают от рутинных процессов, а игровой процесс даёт возможность отвлечься и увлечься с пользой для дела. Здесь на помощь учителю и приходит сетевая игра. 

Сетевая игра — это сложный комплексный формат, создание которого требует владения компетенциями в области цифровой дидактики, образовательного маркетинга, креативности и аналитики данных. Разрабатывая сетевую игру, необходимо учитывать, что она обязательно должна иметь какую-то образовательную цель, а не просто являться «игрой ради игры».

Чтобы создать сетевую игру, учителю требуется потратить много времени на подготовку и реализацию, поэтому в качестве «тестового» варианта можно провести сетевой урок. Как и целая игра, урок учитывает следующее:

  • конкретную образовательную цель (чему научатся школьники, что они узнают);
  • использование интернета как средства коммуникации;
  • виртуальный контакт (все участвуют в сетевом уроке в одно и то же время);
  • трансформацию роли учителя (учитель становится модератором, валидатором компетенций, то есть сопровождает игру);
  • ограничения (если у кого-то из детей нет возможности выполнить задание на компьютере, необходимо предусмотреть альтернативные решения, например написать что-то от руки и прислать фото).

Следующая ступень — сетевое событие. Его отличие от урока в том, что увеличивается количество модераторов и участников, увеличивается продолжительность (до нескольких дней). Также может меняться и формат виртуального контакта. Так как подключаться всем в одно время может быть неудобно или невозможно, участие может происходить в разное время или одновременно для отдельных групп.

Сетевая игра — самый глобальный формат. Она может длиться до нескольких месяцев и для ещё большего количества участников сочетать в себе онлайн- и офлайн-активности, распространяться вирусным способом, дополняться игровыми динамиками и техниками и транслироваться в социальных медиа. 

Каким может быть сценарий сетевой игры.

  1. Запуск. На первом этапе можно запустить вовлекающее мотивирующее видео в группе в социальной сети или в мессенджере: создать интригу и подогреть интерес.
    Пример. Учитель, одетый в костюм какой-либо исторической эпохи, приглашает гостей на бал-маскарад.
  2. Публикация первого задания. «Входное» задание может быть простым, не требующим специальных знаний, чтобы вовлечь как можно большее количество участников.
    Пример. Заполнить короткую анкету и приложить «сопроводительное письмо», в котором участник объяснит, почему хочет попасть на бал.
  3. Подведение промежуточных итогов. Учитель выходит в прямой эфир или публикует заранее записанное видео, в котором хвалит участников и анонсирует следующее задание.
  4. Публикация второго задания. 
    Пример. Нарисовать свой костюм (с учётом исторической эпохи и моды). Задание может быть индивидуальным.
  5. Подведение промежуточных итогов.
  6. Публикация третьего задания.
    Пример. На интерактивной карте необходимо изобразить маршрут, которым мог бы добраться до места проведения бала исторический деятель. Эта работа может выполняться в группе. 
  7. Подведение итогов. В ходе финальной конференции для всех участников можно обсудить игру и объявить победителей.

Подробно о сетевой игре и особенностях её разработки на вебинаре «Сетевая образовательная игра» рассказывала Елена Юрьевна Петряева, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-методического отдела проектирования и развития городских инициатив МГПУ.


 

 

Презентацию спикера вы можете скачать по ссылке.

30 июня «ЯКласс» вместе с «Летней школой Педсовета» провёл образовательную игру для 80 учителей из разных регионов России в международной гимназии «Сколково». Эксперты «ЯКласс» — руководитель проектов Екатерина Смолкина, руководитель Методического центра Марина Володина, представитель «ЯКласс» в Москве Андрей Казаков, представители «ЯКласс» в Московской области Наталия Ноженко и Роза Нафикова — провели для участников лекцию-знакомство с ресурсом и сетевую игру. 

Сетевая игра была создана на платформе «ЯКласс». В таком формате игра полностью реализует своё образовательное предназначение, потому что после очного события можно вернуться к материалам игры для более полного изучения технологий работы и первоисточников информации, узнать, где можно научиться инновационным компетенциям на профессиональном уровне.

В ходе игры учителя попробовали игровые роли «специалист по формированию трека обучения», «игромастер», «валидатор компетенций», «модератор тематических обсуждений» и «фасилитатор дискуссий». Темы игровых заданий были настолько актуальны для отрасли школьного образования, что два часа пролетели незаметно в обсуждениях и взаимодействии групп участников. В образовательной игре не бывает проигравших, и все активные участники получили в подарок книгу Дж. Макгонигал «Реальность под вопросом» о том, как игры делают нас лучше и меняют мир.

опубликовано: